25 августа SpaceX провела успешные огневые испытания двигателей ускорителя Super Heavy для многоразовой ракеты Starship, а тем временем эксперты Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США поделились своими впечатлениями о последствиях предыдущего испытания, которое прошло гораздо менее удачно и нанесло существенный ущерб окружающей среде.
В апреле специалисты Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США (FWS) посетили космодром Starbase в Бока-Чике (штат Техас), который является базой SpaceX, для фиксации последствий испытания прототипа Starship, которое пошло не по плану. В отличие от последнего успешного теста с безупречной отработкой всех 33 двигателей Raptor 2, в апреле технические проблемы и «другие непредвиденные обстоятельства» привели к серьёзному повреждению пусковой площадки, территории космодрома и прилежащей экосистемы.
По словам биологов, которые посетили место происшествия, они не могли поверить своим глазам – взрыв был такой силы, что куски металла и бетона разлетелись на несколько километров. Вследствие ЧП в пределах 155 гектаров ваттов Мексиканского залива и государственного парка Бока-Чика образовались крупные кратеры от разлетевшихся фрагментов пусковой площадки, и примерно 1,6 гектара парка полностью выгорело. Кроме того, учёные обнаружили разрушенные осколками и взрывной волной гнёзда птиц с разбитыми яйцами и несколько погибших атлантических тропических наземных крабов. Кроме того, взрыв отпугнул птиц от своих гнёзд в нескольких километрах от эпицентра, вследствие чего на несколько часов их содержимое стало лёгкой добычей для хищников. Лишь чудом «каменное торнадо» – именно так происшествие охарактеризовал Илон Маск – не задело других животных: парк Бока-Чика является пристанищем ряда редких и уязвимых видов, включая морских черепах и ржанок, оцелотов и соколов.
Представители Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США также утверждают, что сперва SpaceX не пускала экспертов на место происшествия, потому изучить последствия неудачного испытания они смогли лишь спустя более чем двое суток. Специалисты отметили, что для апрельского теста в SpaceX почему-то решили не оборудовать стартовую площадку всеми необходимыми средствами обеспечения безопасности, начиная от элементов водяного шумоподавления и дренчерной системы пожаротушения, являющихся золотым стандартом для космодромов, и заканчивая комплексом пламеотводителей – лабиринтом противопожарных траншей, предназначенных для отведения газов на пусковых площадках. Ещё до начала испытания один из сотрудников FWS Крис Перес несколько раз предупреждал о вероятных последствиях отсутствия подобных систем, в то время как представители SpaceX уверенно заявляли, что всё сработает и так.
После происшествия Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) приостановило лицензию SpaceX, необходимую для повторных попыток запуска прототипов Starship. В настоящий момент FAA проводит расследование инцидента совместно с экспертами FWS с целью выяснения обстоятельств провального теста, а также для установки более чётких стандартов проведения подобных испытаний. К слову, в процессе восстановления разрушенной взрывом пусковой площадки SpaceX уже установили дренчерную систему для водяного охлаждения пусковой площадки и экстренного пожаротушения, тем самым рассчитывая добиться разрешения на повторные запуски. Кроме того, недавно компания предоставила FAA детальный отчёт об апрельской аварии, и теперь регулятор должен принять решение – стоит ли давать SpaceX разрешение на последующие испытания прототипов Starship.