Группа дайверов обнаружила на дне залива Гельтинг у северного побережья Германии «Энигму» – легендарную шифровальную машину, получившую наибольшее распространение в нацистской Германии во время Второй мировой войны.
Инженер Артур Шербиус разработал «Энигму» вскоре после окончания Первой мировой войны. Ранние модели были исключительно коммерческими, однако впоследствии ими заинтересовались военные службы, которые адаптировали машины под свои нужды с целью повышения безопасности внутренних коммуникаций. Во время Второй мировой войны портативные «Энигмы» стали одним из важнейших способов поддержания безопасной связи в ходе реализации стратегии «блицкриг». Существовало несколько моделей машины, однако их объединяла общая роторная архитектура. Механическая часть представляла собой комплекс вращающихся дисков (роторов), буквенных колец и ступенчатого вала, который соединял роторы с клавиатурой. Электрические компоненты соединяли клавиатуру, лампочки и коммутационную панель.
Само шифрование осуществлялось за счёт образования меняющихся электрических контуров в процессе замыкания контактов при движении механических частей. При нажатии на клавишу ток проходил через меняющиеся цепи и включал одну из лампочек, отображавших соответствующие буквы кода. Чтобы настроить «Энигму», немецкие операторы использовали шифровальные книги, по которым они каждый раз выставляли положение роторов и колец. Для каждого сообщения оператор задавал случайное стартовое положение роторов и ключ, который он также передавал получателю при помощи шифровки.
Поиск шифровальных книг или ежедневных ключей был лишь временным и не самым надёжным решением, потому ещё даже до начала войны математики и криптологи взялись за поиск более совершенной технологии, способной быстро и эффективно взламывать «Энигму». Первый такой агрегат под названием «криптологическая бомба» был создан накануне войны польскими математиками. В 1940 году в «Блетчли-Парк» – британском криптографическом центре – группа учёных во главе с Аланом Тьюрингом изобрела машину, которая значительно ускоряла процесс перебора возможных вариантов ключа шифра. Это происходило за счёт вращения множества механических барабанов, которое сопровождалось тикающим звуком – отсюда и название машины «Бомба». Создание этого агрегата позволило союзным военным силам обрести преимущество в битве за Атлантический океан и прилегающие к нему моря. На пике эффективности «Бомбы» специалисты перехватывали около 3 тысяч сообщений противника в день.
«Энигму» обнаружили на дне залива Гельтинг в ходе рутинной очистки Балтийского моря от старых рыбацких сетей. Всемирный фонд дикой природы на протяжении многих лет работает над избавлением обитателей Балтийского моря от опасностей, которые таят в себе забытые или утерянные рыбацкие сети, опасные ловушки для рыб, водных птиц и прочих морских животных. По словам представителя фонда Габриэля Дедерера, дайверы регулярно находят в море крупные объекты – стволы деревьев, камни и т. п., которые служат якорями для сетей. «Энигму» идентифицировал гидролокатор бокового обзора компании Submaris, которая сотрудничает с фондом в очистке водоёма. Предположительно, машина оказалась на дне залива Гельтинг в мае 1945 года, когда немецкие экипажи намеренно затопили 47 подводных лодок, чтобы те не попали в руки союзных войск.
До наших дней сохранились лишь несколько «Энигм», большинство из которых находятся в немецких музеях. Экземпляр, пролежавший на дне Балтийского моря несколько десятилетий, также отправился в Археологический музей в Шлезвиге, где его как следует восстановят и изучат.