Первая говорящая машина – фонограф Эдисона

На современном рынке представлено бесконечное множество портативных медиаплееров на любой вкус. Их компактность позволяет без ограничений слушать музыку или аудиокниги во время пробежки, в людном метро, на отдыхе с друзьями. Мы с улыбкой вспоминаем свои коллекции компакт-дисков и ностальгируем по олдскульной перемотке кассет с помощью карандаша, но мало кто задумывается, что до 1877 года в мире не существовало устройства, способного записать звук. Случайное изобретение Томаса Эдисона открыло для человечества эру аудиозаписи.

Томас Альва Эдисон  (11 февраля 1847 – 18 октября 1931) был известным американским изобретателем, на счету которого тысячи патентов. Признанный непригодным к учёбе из-за осложнения скарлатины, он проучился в школе всего 3 месяца и тяжело работал с малых лет. На досуге Томас увлекался научными экспериментами, в своей первой лаборатории в багажном вагоне поезда он проводил опыты, о которых прочитал в книге “Натуральная и экспериментальная философия” Ричарда Грина Паркера. Однажды, работая на железной дороге, Эдисон спас от движущегося поезда сына начальника одной из станций. В благодарность тот обучил его телеграфному делу.

Это подтолкнуло молодого экспериментатора к работе над собственными изобретениями. Одним из самых успешных аппаратов стал квадруплексный телеграф, который Томас продал компании Western Union за 10 тысяч долларов (на 1874 год, учитывая инфляцию на сегодняшний день сумма составляет около 200 тысяч долларов). На эти деньги он открыл научно-исследовательскую лабораторию Менло-Парк, в Нью-Джерси.

Именно в этой лаборатории он создал аппарат, который в последующем принёс ему всемирную известность – фонограф. Томас Эдисон с презрением относился к теоретическим исследованиям, его подход был сугубо экспериментальным. Так, работая над усовершенствованием телефонов Белла в своей лаборатории, он обратил внимание на стальную диафрагму телефона, которая дрожала от звука его голоса, – игла, припаянная к ней, тоже начала вибрировать и случайно уколола его палец. Тогда Эдисону пришла в голову мысль, что колебания иглы можно записать, а потом произвести звук, снова проведя иглой.

Первые записи были нанесены на оловянную фольгу – ею был обёрнут обычный латунный цилиндр, который вращался вдоль горизонтальной оси. На аппарате также неподвижно крепилась мембрана со стальной иглой. При записи звука цилиндр нужно было вращать, тогда игла, которую приводила в движение вибрация мембраны, оставляла углубления на фольге. Чтобы воспроизвести такую запись, нужно было заменить иглу на более лёгкую и снова вращать цилиндр.

Эдисона стали называть «волшебником Менло-Парка», а он сам удивлялся тому, что таких результатов удалось достигнуть практически с первой попытки. Однако не всё было идеальным – спектр звуковых частот был весьма ограничен, фонограф «шепелявил», был очень громоздким, а ход цилиндра не был достаточно плавным, что понижало качество записи.

Изобретатель долгие годы продолжал работу над своим детищем, даже заимствовал улучшения своего главного конкурента Чарльза Тайтнера, изобретателя графофона. Например, он заменил оловянный звукосниматель восковой массой, идеальный рецепт которой разработал Розанов  –  русский химик, с которым сотрудничал Эдисон. 19 февраля 1877 года прибор был запатентован и  впервые представлен широкой публике 14 августа 1878.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь