«Шар свободы»: побег из ГДР на воздушном шаре (часть 1)

16 сентября 1979 года две немецкие семьи совершили побег из коммунистической ГДР на самодельном воздушном шаре. В нашей статье мы расскажем Вам, как обычным людям удалось построить свой «Шар свободы» в тайне от Штази и выбраться из «герметически запечатанной республики рабочих и крестьян».

«Шар свободы»: побег из ГДР на воздушном шаре (часть 1)
Marco Nagel/Studiocanal GmbH

Во второй половине XX века коммунистическую Германскую Демократическую Республику от капиталистической ФРГ отделяла тщательно укреплённая и строго охраняемая граница с «полосой смерти». С 1952 года граждане новообразованной ГДР стремились перебраться в соседнюю ФРГ, где уровень жизни был значительно выше. Постепенно социалистическая власть ограничила возможности эмиграции для своих граждан, и пересечение границы допускалось исключительно при наличии специального пропуска. С 1960-х годов бегство в ФРГ являлось уголовно наказуемым преступлением, потому пограничники ГДР имели полномочия открывать огонь на поражение.

Angela Stascheit
Wikimedia Commons

Петер Стрельжик и Гюнтер Ветцель вместе работали на заводе по производству пластиковых изделий в Пёснеке и несколько лет дружили семьями. По сравнению с большинством граждан ГДР, семьи Стрельжика и Ветцеля жили в достатке, но обе семьи всё равно хотели вырваться за пределы железного занавеса социалистической республики. В марте 1978 мужчины начали работу над планом побега. Изначально они хотели построить вертолёт – Стрельжик получил неплохой опыт во время службы в восточногерманских ВВС в качестве авиамеханика, потому он был достаточно уверен в своих знаниях и силах. Несмотря на боевой настрой, вскоре будущие беглецы пришли к выводу, что они не смогут найти или смастерить двигатель, который был бы достаточно мощным для вертолёта. Тогда они задумались о строительстве воздушного шара.

«Шар свободы»: побег из ГДР на воздушном шаре (часть 1)
suche-postleitzahl.org
Планирование и строительные работы
«Шар свободы»: побег из ГДР на воздушном шаре (часть 1)
“Популярная механика”

Для начала Стрельжику и Ветцелю нужно было рассчитать габариты будущего воздушного шара. Они планировали бежать семьями – с жёнами и четырьмя детьми возрастом от 2 до 15 лет. Согласно их расчётам, масса загруженной корзины, которая смогла бы вместить восьмерых пассажиров, составляла бы примерно 750 кг. Следующим шагом было вычисление объёма шара, способного поднять такой вес, и площади полотна, необходимого для его изготовления. Оказалось, что найти 800 м2 ткани в пределах крошечного Пёснека, не привлекая излишнего внимания, довольно сложно. Поиск в близлежащих Зальфельде, Йене и Рудольштадте также прошёл без особых успехов, потому Стрельжик и Ветцель отправились за 50 км в административный центр округа Геру. Там им наконец удалось приобрести несколько рулонов хлопковой ткани общей длиной около 850 метров. Изумлённому продавцу они рассказали о несуществующем слёте любителей отдыха на природе и о планах сшить несколько просторных палаток для своих семей.

«Шар свободы»: побег из ГДР на воздушном шаре (часть 1)
Der Ballon
Первый шар / Marisa Brook

На протяжении двух недель Гюнтер ночами сшивал ткань на старой ручной швейной машинке жены. Результатом его трудов стал шар 15 метров в ширину и 20 метров в высоту. В это же время Петер строил гондолу с железным каркасом и полом из листового металла. Перила корзины были выполнены из бельевой верёвки, натянутой на раме через каждые 15 сантиметров. Стрельжик также изготовил горелку для шара из двух 11-килограммовых пропановых баллонов, фрагментов водопроводных и печных шлангов и труб.

Испытания
«Шар свободы»: побег из ГДР на воздушном шаре (часть 1)
Getty Images

В апреле 1978 года самодельный летательный аппарат был готов к первому лётному испытанию. После нескольких дней поиска Стрельжик нашёл подходящее для эксперимента укромное место в лесу возле Цигенрюка в 10 км от границы и 30 км от Пёснека. Во время первого ночного тестирования аппарата они не смогли надуть шар тёплым воздухом от горелки. По их мнению, проблема заключалась в том, что шар лежал на земле. Через пару дней Ветцель нашёл заброшенную каменоломню с 25-метровой скалой, с помощью которой шар можно было бы закрепить вертикально над горелкой, но и там у них ничего не вышло.

Wikimedia Commons

В следующий раз они решили наполнить шар холодным воздухом при помощи нагнетателя, а потом постепенно повысить его температуру. Для этого Стрельжик соорудил вентилятор с шестью метровыми лопастями, который приводился в движение мотоциклетным двигателем объёмом 250 см3 на 14 л. с. Для запуска двигателя он использовал стартер от восточногерманской малолитражки «Trabant», соединённого стартер-кабелями с его стареньким советским «Москвичом». Чтобы не привлекать лишнего внимания, к мотоциклетному двигателю он пристроил глушитель от «Trabant». Помимо горелки, для разогрева воздуха Стрельжик также использовал самодельный огнемёт.

Trabant 601 / Wikimedia Commons

При помощи всех этих модификаций мужчинам наконец удалось наполнить шар воздухом, однако они тут же обнаружили, что хлопковая ткань была не самым удачным материалом для воздушного шара. Оказалось, что эта ткань слишком пористая, из-за чего нагнанный воздух почти сразу просачивается наружу. Провал и горькое разочарование обошлись неудачливым беженцам в 2400 марок ГДР, однако даже такие затраты не отбили у них желание продолжать задуманное. В первую очередь они уничтожили все улики – Стрельжик на протяжении нескольких недель поэтапно сжигал ткань в домашней печи, а затем принялись искать альтернативные материалы.

Дубль второй
«Шар свободы»: побег из ГДР на воздушном шаре (часть 1)
Getty Images

Во избежание бессмысленных затрат, Ветцель стал покупать небольшие образцы различных тканей и тестировать их на пригодность для своего проекта. В частности, Гюнтер приобрёл несколько разновидностей тканей для зонтиков, тафты и нейлона. Для проверки термоустойчивости подопытных образцов он выдерживал их в кухонной духовке. Испытание плотности и воздухопроницаемости потребовало от него большей изобретательности. В отверстие, просверленное в пластиковом шланге пылесоса, он вставил U-образную стеклянную трубку с мерными делениями. Затем эта трубка наполнялась водой, уровень которой и служил показателем плотности ткани, закреплённой на всасывающем отверстии шланга пылесоса. Чем сильнее вакуум в шланге влиял на уровень воды, тем плотнее была тестируемая ткань. Ткань для зонтов оказалась самой плотной и термоустойчивой, но она также была и самой дорогой. Потому Ветцель выбрал немного уступающую ей по характеристикам синтетическую тафту.

Night Crossing

В этот раз для приобретения необходимого объёма ткани Стрельжик и Ветцель отправились за 160 км от дома в Лейпциг. В качестве прикрытия они придумали историю о соревнованиях в яхт-клубе, так как тафту нередко использовали для изготовления парусов. Мужчины очень переживали, что такая покупка привлечёт внимание Штази – Министерства госбезопасности ГДР, но их опасения оказались напрасными. В оговоренный день они совершенно беспрепятственно купили 800 метров ткани, которые обошлись им в 4800 марок. По пути домой они также приобрели электрический моторчик для швейной машинки, потому шар того же размера им удалось сшить всего за неделю.

«Шар свободы»: побег из ГДР на воздушном шаре (часть 1)
Getty Images

В ходе нового испытания воздушный шар наполнился воздухом всего за 5 минут, но мощности горелки не хватало для нагнетания достаточной подъёмной силы. Разочарованный провалом Гюнтер решил отказаться от идеи создания воздушного шара и задумался над строительством небольшого планёра или самолёта. Петер же продолжил работу над совершенствованием горелки, экспериментируя с количеством баллонов и различными топливными смесями. В июне 1979 года он совершенно случайно совершил прорыв, попытавшись опустошить пропановый баллон в саду своего дома. Когда Стрельжик перевернул баллон и открыл вентиль, газ вырвался оттуда мощным потоком. Петер тут же сообразил, что такой напор газа обусловлен повышенным давлением в перевёрнутом баллоне. В обновлённой горелке четыре баллона были размещены вверх дном – после поджога из них вырывалось пламя высотой 12 метров. Шар Стрельжика был готов.

Getty Images

Продолжение следует ->

Источник

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь