Дивеке Санне: норвежская «Леди Теней»

В 2008 году на одном из островов архипелага Шпицберген, также известного как Свальбард или Грумант, начало работу крупнейшее в мире семенохранилище (так называемое «хранилище судного дня»). Внутри него в герметичных контейнерах от потенциальных катаклизмов и войн скрыты образцы семян сельхоз культур со всей планеты. Большая часть хранилища находится в глубине скалы, а снаружи виднеется только бетонный вход и инсталляция под названием «Perpetual Repercussion» норвежской художницы Дивеке Санне, о творчестве который мы расскажем вам в нашей статье.

Дивеке Санне: норвежская «Леди Теней»
Дивеке Санне и её козы / Kunsthøgskolen i Oslo

Глаза человека устроены и размещены как глаза хищника, обладающие сосредоточенным, направленным взглядом, который хорошо оценивает расстояние и чётко отслеживает движения жертвы. Расположение глаз в передней части головы помогает эффективнее использовать свет, однако лишает нас широкого обзора, свойственного «жертвам». В своём творчестве Дивеке Санне стремится показать всё, что по той или иной причине скрыто от человеческих глаз. Среди коллег и критиков она известна как «Леди Теней», поскольку в основу своих работ Дивеке всегда вкладывает игру света и теней. В качестве материалов художница зачастую использует зеркала и разнообразные осветительные приборы, размещённые внутри причудливых конструкций из металла или дерева.

Проект «Quis custodiet ipsos custodes?» («Кто устережёт самих сторожей?»): домики на территории военного лагеря «Руста» гарнизона «Бардуфосс», в которых охранники лагеря могут укрыться от непогоды / Halvor Bergan / Dyrvik Arkitekter

К примеру, в 2013 году Дивеке подарила средней школе норвежского города Хокксунн световую скульптуру, в основе которой лежит отполированный алюминиевый профиль. Скульптура изображает старое здание школы, построенное в 1902 году: она заняла место в холле нового здания учебного заведения как напоминание о его долгой истории. Внутри алюминиевой конструкции художница разместила светодиодные ленты и зеркала. В общей сложности для сбора скульптуры Дивеке использовала около полутора тысяч шурупов. Под потолком школы её удерживают 8 нитей из стальной проволоки. Стоимость самой инсталляции составила около 750 тысяч норвежских крон, однако её рыночную ценность специалисты оценивают в 3,4 миллиона норвежских крон.

Дивеке Санне: норвежская «Леди Теней»
Скульптура в виде старого здания школы Хокксунна / Kunsthøgskolen i Oslo

Дивеке Санне также использует своё творчестве в качестве инструмента для наглядной демонстрации изменчивости нашего мира. Кроме того, своими работами художница всячески привлекает публику к обсуждению этой темы. Один из её проектов под названием «Markers of Temporary Discussions» коснулся развития и изменений инфраструктуры долины Гудбраннсдален в связи с прокладыванием обновлённого маршрута трассы E06. В частности, в 2017 году в норвежском городе Винстра по обе стороны моста, соединяющего берега одноимённой реки, появились две деревянные башни, сообщающиеся между собой мерцающими огоньками. Они являются отсылкой к геодезическим знакам, служащим для обозначения пунктов на местности, а также для сообщения между ними при помощи визирных устройств. Перемещая башни по Винстре, художница намеревалась привлечь внимание общественности к местам, которые могут измениться или и вовсе исчезнуть в результате обновления трассы. Согласно посылу Санне, тени внутри башен отображали тревожные мысли людей, связанные с переменами, а свет на их вершинах служил демонстрацией человеческих надежд.

«Markers of Temporary Discussions» в Винстре / Kunsthøgskolen i Oslo

Самым известным творением Дивеке является инсталляция «Perpetual Repercussion» над входом во Всемирное семенохранилище. Художница укрыла фасад хранилища отполированными до зеркала листами нержавеющей стали, скрытыми в стеклянных коробах. Во внутреннем пространстве инсталляции она разместила фрагменты зеркал, призмы и оптоволоконные кабели. В полярный день зеркала и призмы рассеивают лучи солнца и отражают холодное арктическое небо, а ночью многократно усиливают лазурное, белое и бирюзовое свечение двух сотен оптических волокон. По задумке автора, инсталляция «Perpetual Repercussion» имитирует игру полярного сияния. В одном из интервью Дивеке пояснила, что в рамках данной световой скульптуры зеркала отображают чистоту и разнообразие всего живого на нашей планете. Чтобы дать шанс новым поколениям начать с чистого листа, норвежское правительство приняло решение сохранять только натуральные семена, которых не коснулись генетические модификации. По мнению представителей правительства, проект «Perpetual Repercussion» в исполнении Дивеке Санне достойно подчеркнул суть и важность идеи Всемирного семенохранилища.

Дивеке Санне: норвежская «Леди Теней»
Инсталляция «Perpetual Repercussion» на фасаде Всемирного семенохранилища / Jenny-Marie Johnsen
Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь