В 2008 году на одном из островов архипелага Шпицберген, также известного как Свальбард или Грумант, начало работу крупнейшее в мире семенохранилище (так называемое «хранилище судного дня»). Внутри него в герметичных контейнерах от потенциальных катаклизмов и войн скрыты образцы семян сельхоз культур со всей планеты. Большая часть хранилища находится в глубине скалы, а снаружи виднеется только бетонный вход и инсталляция под названием «Perpetual Repercussion» норвежской художницы Дивеке Санне, о творчестве который мы расскажем вам в нашей статье.
Глаза человека устроены и размещены как глаза хищника, обладающие сосредоточенным, направленным взглядом, который хорошо оценивает расстояние и чётко отслеживает движения жертвы. Расположение глаз в передней части головы помогает эффективнее использовать свет, однако лишает нас широкого обзора, свойственного «жертвам». В своём творчестве Дивеке Санне стремится показать всё, что по той или иной причине скрыто от человеческих глаз. Среди коллег и критиков она известна как «Леди Теней», поскольку в основу своих работ Дивеке всегда вкладывает игру света и теней. В качестве материалов художница зачастую использует зеркала и разнообразные осветительные приборы, размещённые внутри причудливых конструкций из металла или дерева.
К примеру, в 2013 году Дивеке подарила средней школе норвежского города Хокксунн световую скульптуру, в основе которой лежит отполированный алюминиевый профиль. Скульптура изображает старое здание школы, построенное в 1902 году: она заняла место в холле нового здания учебного заведения как напоминание о его долгой истории. Внутри алюминиевой конструкции художница разместила светодиодные ленты и зеркала. В общей сложности для сбора скульптуры Дивеке использовала около полутора тысяч шурупов. Под потолком школы её удерживают 8 нитей из стальной проволоки. Стоимость самой инсталляции составила около 750 тысяч норвежских крон, однако её рыночную ценность специалисты оценивают в 3,4 миллиона норвежских крон.
Дивеке Санне также использует своё творчестве в качестве инструмента для наглядной демонстрации изменчивости нашего мира. Кроме того, своими работами художница всячески привлекает публику к обсуждению этой темы. Один из её проектов под названием «Markers of Temporary Discussions» коснулся развития и изменений инфраструктуры долины Гудбраннсдален в связи с прокладыванием обновлённого маршрута трассы E06. В частности, в 2017 году в норвежском городе Винстра по обе стороны моста, соединяющего берега одноимённой реки, появились две деревянные башни, сообщающиеся между собой мерцающими огоньками. Они являются отсылкой к геодезическим знакам, служащим для обозначения пунктов на местности, а также для сообщения между ними при помощи визирных устройств. Перемещая башни по Винстре, художница намеревалась привлечь внимание общественности к местам, которые могут измениться или и вовсе исчезнуть в результате обновления трассы. Согласно посылу Санне, тени внутри башен отображали тревожные мысли людей, связанные с переменами, а свет на их вершинах служил демонстрацией человеческих надежд.
Самым известным творением Дивеке является инсталляция «Perpetual Repercussion» над входом во Всемирное семенохранилище. Художница укрыла фасад хранилища отполированными до зеркала листами нержавеющей стали, скрытыми в стеклянных коробах. Во внутреннем пространстве инсталляции она разместила фрагменты зеркал, призмы и оптоволоконные кабели. В полярный день зеркала и призмы рассеивают лучи солнца и отражают холодное арктическое небо, а ночью многократно усиливают лазурное, белое и бирюзовое свечение двух сотен оптических волокон. По задумке автора, инсталляция «Perpetual Repercussion» имитирует игру полярного сияния. В одном из интервью Дивеке пояснила, что в рамках данной световой скульптуры зеркала отображают чистоту и разнообразие всего живого на нашей планете. Чтобы дать шанс новым поколениям начать с чистого листа, норвежское правительство приняло решение сохранять только натуральные семена, которых не коснулись генетические модификации. По мнению представителей правительства, проект «Perpetual Repercussion» в исполнении Дивеке Санне достойно подчеркнул суть и важность идеи Всемирного семенохранилища.