В это трудно поверить, но этому двухкорпусному кораблю 17 ноября 2017 исполняется целых 104 года! “Коммуна” по сей день выполняет свой долг и остается полноценным судном в составе ВМФ России.
Если что, никакой политики – статья только о корабле)
Водоизмещение судна составляет 3100 тонн; длина/ширина/осадка – 81/13.2/3.7 метра. На полном ходу корабль развивает скорость всего в 8.5 узлов, а максимальная дальность плавания может достигать 4000 миль. В качестве силовой установки на сегодняшний день в нем используются 2 дизельных двигателя 6ДР30/50, каждый по 600 л.с. Изначально на него устанавливали Рижские двигатели “Фельцер”, мощность которых составляла тоже по 600 л.с., при этом всего на 310 оборотах в минуту. Позже они были заменены на дизели производства Коломенского завода, характеристики были похожими. Общий запас горючего составлял 32 тонны, но также имелся и резервный запас – 56 тонн.
Вооружения “Коммуна” никогда не имела т.к. предназначалась для спасательных операций, в основном для работы с подводными лодками. Экипаж судна состоит из 23 человек.
Прототипом этого корабля стал спасатель “Вулкан”, построенный в Германии, спущенный на воду 28 сентября 1907 года. После успешных результатов испытаний в 1908 году он был принят в состав флота, а в 1911 Морской генеральный штаб России дал заказ на разработку своего такого же судна. Сначала оно имело название “Волхов”, но позже было переименовано.
Проектом занимались сразу несколько конструкторских бюро, но самыми удачными были признаны работы Путиловского завода. В итоге 12 ноября 1912 года строительство было начато, а 17 ноября 1913 года “Коммуна” уже была спущена на воду. При этом состояние самого корпуса до сих пор остается достаточно хорошим, ведь он сделан из вязкой стали, поддающейся ковке.
1 марта 1915 года начались первые испытания, а 1 июля того же года “Волхов” был принят флотом. 14 июля на нем уже красовался флаг военно-морского флота. Сразу по принятии корабль вошел в состав дивизии субмарин Балтийского флота. По техническим данным он мог поднять между корпусами до 1000 тонн на 4 главных гинеях. Высота ферм, соединяющих корпуса, составляет 10.5 метра.
Летом 1917 года Волхов впервые приступил к настоящему заданию, когда субмарина АГ-15 затонула с открытым люком в Аландских шхерах. Авария была совершенно нелепой: во время учебных испытаний кок оставил открытым кормовой люк просто для проветривания, а с мостика его не было видно. Решение погрузиться было принято достаточно спонтанно, так что закрыть люк просто не успели. В этой трагедии погибло 18 членов экипажа. Подъем подводной лодки занял несколько суток, после чего Волхов ее доставлял до Ревеля еще неделю. За месяц лодка была отремонтирована силами экипажа Волхова, после чего снова стала в ряды военно-морского флота в качестве действующей боевой единицы.
Недолго экипажу катамарана довелось отдыхать – осенью того же года судно успешно завершило еще один подъем подводной лодки. На этот раз довелось поднимать подводную лодку “Единорог” с глубины 13.5 метров, затонувшую из-за ошибки навигации.
В кают-компании корабля еще со момента постройки установили пианино немецкого производства, которое там находится и по сей день.
В гражданской войне судно тоже принимало участие, состоя на обслуживании Красного Балтийского флота. А новое название оно получило в последний день 1922 года – 31 декабря.
В Балтике экипаж продолжал работу еще долгие годы. Среди их заслуг присутствует и тушение пожара на лодке “Змея”, и поднятие посыльного корабля “Кобчик”, поднятие лодки номер 4 – “Красноармейца”.
Поскольку работы становилось год от года только больше, осенью 1924 года было принято решение расширить экипаж до 110 человек, а местом обитания “Коммуны” на долгое время стал Кронштадт. Базируясь там, она выполняла операции по подъему как подводных лодок, так и затонувших катеров, сухогрузов и потерпевших крушение самолетов. Английскую подводную лодку L-55 экипажу удалось поднять с глубины 62 метра, применяя ступенчатый метод.
В начале Великой Отечественной войны судно перебазировалось в Ленинград. Поскольку ситуация была очень сложной, 23 человека из экипажа отправились на фронт, в сухопутные войска. В ходе войны “Коммуна” была неоднократно повреждена вражеской авиацией, но опыт экипажа позволял справиться практически с любыми проблемами. По предусмотренным нормам люди выполняли свои рабочие планы на 250 – 575%
В 1942 году экипаж судна поднял 31 автомобиль, 2 трактора и 4 танка КВ, а также подводную лодку Щ-411, одну плавающую базу ОВР, 2 шхуны и 1 буксир. Помимо этого, успевали буксировать корабли по докам.
В 1943 году спасатели смогли поднять буксир и штурмовик Ил-2.
1944 год был рекордным – спасателям удалось поднять со дна 14 объектов, по предварительным замерам общее водоизмещение их составляет около 11 767 тонн. И это не все, в том же году они смогли помочь с ремонтом 34 суднам разных типов и классов. Все участники были награждены почетными медалями “За оборону Ленинграда”.
Но и с окончанием войны судно не отошло на покой, а продолжало вести активные работы по ремонту кораблей. За всеми заботами для капитального ремонта “Коммуны” нашлось время только к 1954 году, тогда же силовая установка была заменена на новую, производства Голландии. Только в ноябре 1956 года катамаран смог вернуться к своим обязанностям. Первой его работой после отпуска стал подъем подводной лодки М-200, затонувшей в следствии столкновения с эсминцем. В октябре следующего года была поднята субмарина М-256 с глубины 73 метра, а в 1959 году успешно провелись работы по поднятию затонувшего торпедного катера с глубины 22 метров. За свою жизнь катамаран “Коммуна” сыграл роль в истории более ста кораблей и подводных лодок.
С 1967 по 1969 годы судно переоборудовали в Севастополе, установив туда оборудование для глубоководных аппаратов, после чего “Коммуна” могла перевозить сразу несколько таких единиц. В 1973 году судно получило первый аппарат АС-6, расчетная глубина погружения которого могла достигать 2000 метров. В декабре 1974 года этот аппарат смог установить рекорд погружения в 2026 метров. D 1977 году этот аппарат использовали для поиска потерпевшего крушение СУ-24, лежащего на глубине около 1700 метров неподалеку от берегов Кавказа.
Осенью 1979 года на корабле произвели капитальный ремонт и очередную модернизацию, а уже в 1984 всю команду судна расформировали. В планах командования флота была передача “Коммуны” академии наук СССР. Содержать ее академия не захотела, так что избавиться от нее военно-морской флот не смог). В апреле 1985 года “Коммуной” управлял уже гражданский капитан Леонид Балюков. Во многом она сохранилась до наших дней именно благодаря его заботам.
17 ноября судну исполняется целых 104 года, и при этом оно остается в строю флота, не уступая своим собратьям, а в некоторых характеристиках даже превосходя их!