25 сентября все любители стрипов и графических романов отмечают Всемирный день комиксов. В честь этого праздника мы поведаем Вам историю данного вида искусства и представит парочку любопытных рекордов, связанных с комиксами.
Традиция представления рассказов в картинках зародилась в XVI веке в Испании. Тогда в виде гравюрных серий простому народу повествовались жития святых и прочие религиозные сюжеты. На протяжении сотни лет так называемые «аллилуи», напечатанные на листиках цветной бумаги, были популярными и в других европейских странах. Следом за религиозными «комиксами» мир увидели и светские сюжеты, нередко имевшие сатирический характер.
Родоначальниками современных комиксов принято считать двух авторов – англичанина Томаса Роулендсона и швейцарца Родольфа Тёпфера. Первого нередко называют отцом газетного комикса: его карикатуры, сопровождающие поэмы Уильяма Комба про Доктора Синтакса, публиковали в ежедневных газетах с 1812 по 1821 год. Благодаря широкому охвату публики они очень быстро обрели популярность среди различных слоёв населения. Тёпфер также проявил себя, как карикатурист, однако он иллюстрировал собственное произведение – «Приключения мистера Обадаи Олдбака». В отличие от иллюстраций Роулендсона, которые просто обыгрывали поэмы, картинки Тёпфера выступали центральным элементом истории Олдбака. «Приключения мистера Обадаи Олдбака» зачастую считают первым в истории полноценным сборником комиксов.
Важную роль в распространении жанра комиксов за пределы Европы сыграл немецкий поэт и художник Генрих Христиан Вильгельм Буш. Его остроумные стихи в картинках вроде «Плих и Плюх» или «Макс и Мориц» вдохновили одного из первых представителей американского комикс-сообщества Рудольфа Дёркса. На основе творчества Буша зародился комикс «Дети Катценжаммера», который соревновался за внимание публики с другими дебютными американскими комиксами: «Медвежата и тигр», напечатанным в газете Sunday New York World в 1892 году, и «Жёлтый малыш», который сразу издавался в «New York World» Джозефа Пулитцера, а затем в «New York Journal» Уильяма Рэндольфа Хёрста. Весомый скачок в истории комиксов произошёл с развитием полиграфических технологий, в частности, цветной печати. Самыми известными рисовальщиками в те времена были Ричард Ауткольт и Уинзор Маккей.
С наступлением XX века комиксы стали одним из важнейших жанров массовой литературы. В то же время они практически утратили изначально заложенную в название жанра комичность и сатиру, обретя преимущественно приключенческий характер. Самыми популярными направлениями комиксов стали боевики, детективы, фантастика, хоррор и истории о супергероях. Именно всеобщая любовь к супергероям положила начало Золотому веку комиксов, который пришёлся на период Второй мировой войны и послевоенное время. Именно тогда мир увидели такие персонажи, как Супермен, Бэтмен, Капитан Америка и др., которые оказались вовлечены как в сражения с фашизмом, так и в события Холодной войны.
В Серебряный век (1956-1972 гг.) на мировую арену вышли обновлённые герои DC Comics и дебютировали персонажи Marvel в исполнении небезызвестных Стэна Ли, Стива Дитко и Джека Кирби – Человек-Паук, Фантастическая Четвёрка, Люди Икс, Железный Человек и др. С переходом в Бронзовый век комиксов (1973-1985 гг.) сюжеты графических романов «повзрослели», и в жизни супергероев появились новые реалистичные проблемы: трагическая смерть близких, злоупотребление или зависимость от психоактивных веществ и даже загрязнение окружающей среды.
С 1986 года по сей день длится Современный век комиксов, который также называют «Тёмным». Переход от Бронзового века ознаменовался появлением антигероев и невиданной прежде мрачностью сюжетов. В то же время жанр комиксов продолжил усиливать своё влияние на мировую культуру и литературу. К примеру, в 1990 году вышла уникальная серия «Классика в иллюстрациях», которая представляла ряд признанных классических произведений в форме комиксов: поэмы Эдгара По, «Большие надежды» Диккенса, «Алиса в Зазеркалье» Кэррола и др. К концу XX века американская комикс-индустрия разделила любовь публики с азиатскими жанрами комиксов: японской мангой, китайской маньхуа и корейской манхвой. Все эти жанры уходят корнями в раннее восточное искусство, однако интенсивное развитие этих направлений на родине стартовало лишь после окончания Второй мировой войны.
XXI век принёс в мир новое воплощение жанра комиксов. Важным этапом в эволюции графических новелл стало внедрение цифровых технологий, которые не только упростили массовое производство комиксов, но и позволили их экранизировать. Всемирный день комиксов был учреждён с целью привлечь к жанру как можно больше людей, а также воздать уважение всем людям, причастным к созданию и распространению комиксов. Как правило, в этот день во всём мире проходят тематические мероприятия, в рамках которых можно не просто поделиться своей любовью к жанру, но и начать собственную коллекцию графических новелл или даже попробовать создать авторский комикс.
Самый дорогой комикс
Самым дорогим комиксом является оригинальный экземпляр первого выпуска из серии Action Comics, в котором дебютировал Супермен. Его напечатали в 1938 году, а в 2014 году продали в рамках eBay онлайн-аукциона за 3 207 852$. Сегодня он находится в коллекции компании Metropolis Collectibles, одного из крупнейших дилеров старинных комиксов в США.
Самый большой комикс
Согласно Книге рекордов Гиннесса, самым большим комиксом в мире признан стрип, на котором увековечены все игроки японской сборной по футболу, принимавшие участие в Чемпионате мира 2010 года. Создание 13 «кадров» комикса происходило под руководством компаний Adidas Japan K.K. и Sky Comic. Кроме того, они привлекли к проекту учеников начальных школ, в которых когда-то учились сами игроки. Готовый стрип площадью 3785,35 м2 разместили на территории приморского парка на острове Дзёнандзима.
Самый маленький комикс
Крупнейшая коллекция комиксов
Обладателем крупнейшей коллекции комиксов признан американец Боб Бреталл. По состоянию на август 2015 года в ней насчитывалось 101822 экземпляра без дубликатов. Боб начал собирать комиксы в возрасте 8 лет в 1970 году. По словам мужчины, каждый месяц он читает не менее сотни новых комиксов, потому его коллекция продолжает расти и по сей день.
Самое большое количество комиксов, опубликованных одним автором
За всю свою многолетнюю карьеру Сётаро Исиномори – знаменитый японский мангака – опубликовал 770 произведений в жанре манга. Общий объём его комиксов составил 128 тысяч страниц. Более того, около 10 тысяч из них пришлись на уникальный учебник об истории Японии под названием «Manga Nihon no Rekishi».