Утилизация судов – одна из самых опасных, грязных и трудоёмких отраслей в мире, в которой массово используется неквалифицированный и малооплачиваемый ручной труд. Для решения проблем опасности и неэкологичности разборки старых судов голландская компания Circular Maritime Technologies International (CMT) разработала концепт автоматической утилизации кораблей. Как и на любых других производствах, в отрасли утилизации судов многие отходы могут быть использованы повторно для изготовления новой продукции. Их демонтаж, вывоз и переработку осуществляют сертифицированные предприятия, например, компания ВторМеталл, с услугами который вы можете ознакомиться по ссылке: пункт приема вторсырья цены.
Большинство предприятий, которые занимаются разборкой судов, сконцентрированы в Азии: там утилизируют около 90% всех кораблей мира. Самые крупные учреждения зачастую располагаются в странах со слаборазвитым природоохранным законодательством (Индия, Бангладеш, Китай, Пакистан и т. п.). Нередко демонтаж кораблей происходит в ненадлежащих с точки зрения мер экологической безопасности условиях, где токсичные вещества представляют опасность как для рабочих, так и для экосистемы. К тому же в таких предприятиях наблюдается высокий риск пожаров, взрывов, падения элементов конструкции и т. п., поскольку для разрезания корпусов судов задействуются высокотемпературные горелки, кувалды и направленные взрывы. Несмотря на более высокие требования и меры экологической безопасности в развитых странах, по данным общественной организации Shipbreaking Platform, деятельность подобных предприятий в ЕС или США также сопровождается опасным воздействием составляющих старых судов на здоровье рабочих и состояние окружающей среды.
Голландский стартап CMT разработал новый полностью автоматический процесс утилизации судов, который исключает человеческий фактор и включает отрасль переработки кораблей в экономику замкнутого цикла. При поддержке инвесторов и партнёров, в число которых входят Aseco Europe, Damen Shipyards, Enviu, Fluor, Grimbergen Industrial Systems, Huisman Equipment, Jansen Recycling Group, KCI, Sea2Cradle, Sojitz Corporation, Stork и др., CMT планирует в ближайшее время построить и запустить прототип автоматизированной верфи в Нидерландах. После демонстрации своего концепта в действии компания надеется привлечь международных партнёров для организации аналогичных утилизационных платформ по всему миру.
По словам представителей компании CMT, за последние 50 лет индустрия утилизации кораблей не видела каких-либо существенных технологических инноваций. Несмотря на регулярный пересмотр экологических требований со стороны законодательных органов, в большинстве верфей даже с сертификацией ЕС по сей день практикуется тяжёлый ручной труд и неэкологичные методики и инструменты. Circular Maritime Technologies International намерена революционизировать отрасль, понизив её углеродный след и сделав её безопасной как для людей, так и для окружающей среди. В рамках схематической презентации своего концепта представители компании рассказали, что подлежащие утилизации суда будут размещаться в специализированных сухих доках с автоматизированной транспортировочной системой.
Задачу по порезке корпуса на себя возьмут роботизированные установки гидроабразивной резки, использование которых полностью пожаро- и взрывобезопасно за счёт отсутствия термического воздействия на материал. Сперва корпус корабля будет разрезаться на 300-тонные блоки, а затем система разделит их на 6 фрагментов, которые в свою очередь будут распилены на 10 блоков. Каждый этап займёт около 2 часов. Отдельные блоки подлежат разборке для удаления различных элементов вроде труб или кабелей. Завершающий этап обработки – гидроструйная очистка и лазерная резка металла на подходящие для транспортировки фрагменты.
В CMT рассказали, что на верфи будущего возможно реализовать автоматическую сортировку и переработку отходов. Причём некоторые из них можно будет использовать для выработки электроэнергии, необходимой для обеспечения потребностей самого предприятия по утилизации судов. По мере реализации и модернизации процесса голландцы рассчитывают, что их концепт сможет конкурировать с самыми крупными специализированными предприятиями Азии как по эффективности, так и по стоимости услуг.