В Гонконге старинную чашу продали за $25,3 миллиона

В Гонконге состоялся крупнейший аукцион китайского искусства, в рамках которого было продано несколько уникальных экземпляров, включая изящную фарфоровую чашу традиции «фалангкай». Нежнейший сосуд диаметром всего 11,4 см ушёл с молотка за $25,3 миллиона.

В Гонконге старинную чашу продали за $25,3 миллиона
Sotheby’s

Эксперты назвали эту антикварную чашу чрезвычайно важным образцом гончарного мастерства пекинских императорских цехов XVIII века. По данным историков, её изготовили в период правления императора Юнчжэня, который правил Китаем с 1722 по 1735 гг. Предположительно, последние штрихи росписи были нанесены вскоре после его смерти. Специалисты классифицируют эту чашу как фарфор типа «фалангкай», гончарной традиции Китая XVIII века. Такие изделия производились в чрезвычайно ограниченном количестве для использования в пределах императорского дворца, потому сегодня они встречаются исключительно редко. Их изготавливали в крошечных мастерских Запретного города, дворцового комплекса в центре Пекина. Для изделий данного типа был характерен глазурованный белый фарфор из Цзиндэчжэня с надглазурной росписью разноцветными эмалями.

В Гонконге старинную чашу продали за $25,3 миллиона
Sotheby’s

По словам эксперта по керамике Регины Краль, в период правления императора Юнчжэня были популярны природные мотивы росписи с рассредоточенными по стенкам сосуда натуральными узорами, которые окутывали изделие будто развёрнутый на плоскости свиток. На проданной Sotheby’s чаше запечатлено цветущее абрикосовое дерево, ива и снующая над ними пара ласточек. В дизайн сосуда также интегрирован отрывок из поэзии периода императора Ваньли, предшественника Юнчжэня. Природные мотивы в таком виде изображали на фарфоре на протяжении довольно короткого времени, что делает эту небольшую чашу ещё более уникальной и привлекательной для коллекционеров.

В Гонконге старинную чашу продали за $25,3 миллиона
Запретный город в XIX веке / Culture Club/Getty Images

Стоит отметить, что прежде она была частью набора из двух аналогичных сосудов. Впервые они покинули императорский двор в конце XIX века и оказались в коллекции морского торговца капитана Чарльза Освальда Лидделла. Затем в 1929 году чаши продали отдельно по £150 (£7600 или $9400 с учётом инфляции). Одна из них уже много лет хранится в Британском музее в Лондоне. Вторая же чаша несколько раз сменяла хозяина, побывав в коллекциях американской светской львицы Барбары Хаттон и китайского коллекционера Элис Чхэн, которая приобрела сосуд в 2006 году за рекордные на то время $19,3 миллиона. На этот раз чаша ушла с молотка за $25,3 миллиона, став одним из самых ярких лотов недели китайского искусства Sotheby’s в Гонконге.

Sotheby’s

К слову, серия чрезвычайно денежных лотов, собравших в общей сложности около $208,5 миллиона, ознаменовала собой 50-юбилей успешной деятельности аукционного дома Sotheby’s в Азии. В их число вошли всевозможные исторические экземпляры – вазы, статуи и императорские сокровища от китайских нефритовых печатей до наборов колец для лучников. Одним из самых впечатляющих лотов стал белый кувшин с росписью синей эмалью, произведенный для личного использования императора Юнлэ в XIV веке: его продали за $13,7 миллиона. Образцы китайского изобразительного искусства разных лет также привлекли многомиллионные ставки. К примеру, картина китайского живописца Чжана Дацяня, известного как Пикассо Востока, «Розовые лотосы на золотом фоне» (1973 г.) ушла с молотка за $32 миллиона. По словам директора Sotheby’s в Азии, исключительный успех последней недели торгов служит прямым доказательством того, что искусство Китая различных временных периодов остаётся чрезвычайно актуальным в глазах коллекционеров со всего мира.

Sotheby’s
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий