Эволюция и разнообразие шахмат

Шахматы (перс. شطرنج, буквальный перевод «шах умер») являются одной из старейших логических игр: считается, что их история насчитывает более полутора тысяч лет. Существует множество теорий возникновения шахмат и не меньше различных вариаций игры. В нашей статье мы поведаем Вам самые интересные факты об эволюции и разнообразии шахмат.

Хрестоматийной является индийская теория происхождения шахмат. Игрой-прародителем современных шахмат называют чатурангу, которая появилась в Индии не позже VI века н. э., предположительно, в начале эры Гупта (IV век н. э.). Принято считать, что именно чатурангу индийские послы привезли персидскому царю, а из Персии игра распространилась по всему миру. Существуют также иранская, византийская, египетская, индейская и даже скифская теория происхождения шахмат, согласно которым Индия вовсе не является родиной игры-прародителя. Единственное, в чём сходятся учёные, так это в том, что изобретение шахмат вряд ли можно приписать какой-то отдельной стране – свой вклад в создание современного общепринятого варианта игры сделали несколько народов.

чатуранга
Чатуранга
Сянци - "китайские шахматы"
Сянци – “китайские шахматы”

Прелесть шахмат состоит в безграничности вариаций партий. Самая короткая партия в два шахматных хода (по два хода каждой стороны) заканчивается так называемым дурацким матом – самым быстрым классическим матом. Более того, дурацкий мат можно поставить восемью способами.

Один из вариантов дурацкого мата
Один из вариантов дурацкого мата

Самая длинная партия игры в шахматы длилась 20 часов 15 минут: в 1989 году сербские шахматисты Иван Николич и Горан Арсович сошлись в поединке на турнире в Белграде, всего игроки сделали 269 ходов, а игра закончилась вничью. В 1950 году американский математик Клод Шеннон вывел число всех возможных уникальных шахматных партий – приблизительно 10120, что превышает количество атомов в наблюдаемой Вселенной, которое по разным оценкам составляет от 1078 до 1082.

За долгую историю игры появилось множество различных вариаций шахмат. Один из вариантов – игра вслепую: как правило в партии участвуют двое людей, а третий является своеобразным посредником. Игроки называют ходы по буквенно-цифровой системе, а посредник регистрирует их. Для игры вслепую человек должен обладать отличной памятью и уметь визуализировать доску, не видя её. Признанным мастером в этой вариации шахмат является венгерский шахматист Янош Флеш. В 1960 году на турнире в Будапеште он вслепую сразился с 52 противниками и одержал 31 победу, 18 партий закончились вничью, и только в трёх Флеш проиграл.

В других вариациях от оригинальной игры могут отличаться фигуры, доски и отдельные правила, но больше всего среди них выделяется шахбокс. Как можно догадаться, эта игра является гибридом шахмат и бокса: из 11 раундов нечётные приходятся на шахматы, а чётные на бокс. Чередующиеся раунды в шахбоксе строго ограничены по времени и любое нарушение повлечёт за собой поражение, однако решающими факторами в присуждении победы являются нокаут, технический нокаут, мат или перевес по очкам в боксёрской партии.

Hexapawn или шестипешие
Hexapawn или шестипешие
Шведские шахматы — командная игра пара на пару, разным цветом.
Шведские шахматы — командная игра пара на пару, разным цветом.
Византийские шахматы на круговой доске
Византийские шахматы на круговой доске
Шахматы для троих игроков на гексагональной доске с четырёхугольными полями
Шахматы для троих игроков на гексагональной доске с четырёхугольными полями

Как компьютерные шахматы, так и шахматные компьютеры являются неотъемлемой частью эволюции шахмат. Идея создать «шахматную машину» появилась ещё задолго до появления компьютеров: в 1769 году для развлечения королевы Марии-Терезии изобретатель Вольфганг фон Кемпелен создал «Механического турка». Устройство создавало иллюзию игры без участия человека, ход делала восковая кукла в виде турка, а конструктор периодически демонстративно «заводил» машину ключом. На самом деле внутри машины сидел сильный шахматист, который и управлял движением фигур.

Механический турок
Механический турок

Во второй половине XX века учёные много раз пытались научить компьютер не просто играть в шахматы, но и выигрывать – это им удавалось с переменным успехом. Поворотным моментом в истории шахматных компьютеров стало создание суперкомпьютера Deep Blue компанией IBM. В 1997 году Deep Blue стал первым компьютером, которому удалось обыграть сильнейшего шахматиста мира – Гарри Каспарова. Сегодня на рынке доступны как специализированные шахматные компьютеры, так и различные программы с открытыми кодами, которые можно загрузить бесплатно. Некоторые программы уже во много раз превысили уровень игры известных гроссмейстеров. Как правило, их используют для развлечения или анализа различных стратегий и дальнейшего развития навыков.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь