Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенства

Американские автомобили всегда выделялись особым роскошным стилем, где мощность и большие объёмы двигателя были превыше всякого здравого смысла. Если в наше время автопроизводители вынуждены считаться с экологическими нормами и показателями экономичности, то на заре развития автоиндустрии на такие мелочи никто не обращал внимания. Ведь чем мощнее был автомобиль, тем он был престижнее, а высокий расход топлива только подчёркивал состоятельность его владельца. В гонке за лидерство в премиальном сегменте совершенных автомобилей компания Cadillac в далёком 1930-м году создала прекраснейшего из представителей своего класса, под капотом которого располагался просто невообразимо мощный V-образный 16-цилиндровый двигатель!

Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенства

В 1920-х годах большинство премиальных автомобилей имели 8-цилиндровые двигатели, что тоже довольно круто по нынешним меркам. К концу десятилетия такие двигатели устанавливали не только компании-гиганты, но и относительно небольшие производители, и таким образом все автомобили этого класса вышли на схожий уровень. Выйти из этой зоны конкуренции стало крайне непросто, но маркетологи и инженеры Cadillac решили пойти на серьёзный шаг…

Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенстваВ 1926 году Лоуренс Фишер, возглавлявший компанию Cadillac, пригласил к сотрудничеству инженеров Оуэна Нэкера и Эрнеста Сихольма для разработки принципиально нового двигателя, не знавшего себе равных. До этого Оуэн занимался разработкой 16-цилиндрового двигателя для компании Marmon и уже имел некоторый опыт с подобной силовой установкой. Процесс разработки был засекречен, ведь только так можно было произвести настоящий фурор, и не обрести конкурентов хотя бы к моменту выхода новой разработки на рынок. Впрочем, стоит отметить, что к тому моменту 16-цилиндровые двигатели уже существовали, но в единичных экземплярах. Главным образом их использовали в спортивных автомобилях, при производстве которых в приоритете был не ресурс или комфорт, а характеристики силового агрегата.

Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенстваНовый 16-цилиндровый двигатель был собран из двух блоков по 8 цилиндров с общим коленвалом. При этом оба блока имели собственную систему питания, и автомобиль мог работать только на одной половине. К слову, двигатель на тот момент уже имел опоры клапанов с гидрокомпенсаторами, что делало его достаточно тихим в работе. Объём 16 камер сгорания составил 7,4 литра, что позволяло выдать скромную по нынешним меркам мощность в 165 л. с., но для 1930-го года даже такой показатель был довольно внушительным. А вот крутящий момент был и остаётся действительно впечатляющим даже в современных реалиях – 431 Нм. При этом плавность и стабильность работы такого количества цилиндров вызывала восторг.

Параллельно проектированию двигателя велась и разработка нового шасси, которое смогло бы выдержать приличный вес нового силового агрегата. Коробка передач имела всего 3 ступени: трансмиссия в целом осталась такой же, что и у V-8, за исключением доработанного сцепления. Стоит отметить, что уже тогда в тормозной системе автомобиля присутствовал вакуумный усилитель тормозов. Более того, такой агрегат имелся не только у моделей V-16, но у всего модельного ряда Cadillac. Кроме того, в ассортименте компании были представлены и двигатели V-12, служившие компромиссным решением между 8 и 16 цилиндрами. Кстати, в то время обозначение V-* писали через дефис, это сейчас принято указывать без него.

Cadillac Series 452 Convertible Sedan с кузовом Saoutchik (1930)
Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенства
Cadillac Series 452 Madame X Imperial Landaulet (1930)

Новые Cadillac Series 452 V-16 имели крайне высокую цену, и позволить их себе мог далеко не каждый. За 5300-9000 долларов, которые тогда стоили эти автомобили, вполне можно было купить дом в приличном состоянии, а по престижности компанию опережал только Duesenberg J. Новые двигатели ставили в самые разные типы кузовов, что позволило быстро найти потенциальных клиентов. Модельный ряд компании с расширением был представлен более чем 70 моделями автомобилей, оснащёнными этими двигателями. Среди них были как серийные лимузины, седаны, кабриолеты и родстеры, так и эксклюзивные модели от ателье Fisher Body и Fleetwood. Кроме того, модели отличались степенью сжатия (4.98:1, 5.11:1 и 5.365:1) и разными главными парами (от 3.47:1 до 4.75:1). В довершение всего производитель предлагал различные варианты колёсных дисков, среди которых были как стальные, так и спицованные, а в отдельных случаях даже деревянные варианты.

Cadillac Series 452 в кузове Roadster (1930)

Масса Cadillac V-16 в самых крупных кузовах превышала 2800 кг, так что их нельзя было назвать сильно динамичными, но любили их совсем за другие качества. Но всё же по реальным замерам 7-местный седан смог показать максимальную скорость в 139,2 км/ч с главной парой 4.39:1, а с 4.07:1 этот показатель повышался до 146,5 км/ч, но в динамике разгона была ощутимая потеря. Более лёгкие модели вроде родстера или фаэтона могли преодолеть рубеж в 100 миль в час благодаря главной паре 3.47:1, а это уже неплохой показатель для тех лет. Согласно различным источникам, средний расход топлива составлял около 27 литров на 100 км, но точно неизвестно, как этот показатель менялся от модели к модели. И всё же Duesenberg оставался далеко впереди практически по всем показателям, и не оставлял Cadillac шансов. Впрочем, это были автомобили совсем другого класса.

Cadillac Series 452A Sedan (1931)
Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенства
Cadillac Series 452A Madame X Coupe (1931)

Новые автомобили произвели неизгладимое впечатление как на прессу, так и на автолюбителей – за первый год было продано 2877 автомобилей, что для премиум-класса по тем меркам очень высокий показатель. Но глобальные обстоятельства в скором времени изменили ситуацию, и Великая депрессия внесла свои коррективы: в 1931 году было реализовано 750 автомобилей, а в 1932 – и вовсе 300. В 1932 году появилась Series 452B, а стоимость самой бюджетной модели (двухместный купе) снизилась с 5300 до 4495 долларов. В том же году управление жёсткостью амортизаторов включили в стандартный набор: прежде Ride Regulator был только опциональным дополнением. Также размер колёсных дисков был уменьшен до 18 дюймов с прежних 19.

Cadillac Series 452B Phaeton с кузовом от Fisher (1932)
Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенства
Cadillac 452B от ателье Fleetwood (1932)

В 1933 году вышел Series 452C, а руководство компании публично заявило об ограничении производства моделей с 16-цилиндровыми двигателями, но при этом минимальный ценник на новую модель решили поднять до 6250 долларов. Сама же модель очень сильно отличалась от своих предшественников. Колёсные диски стали еще меньше, и теперь их диаметр составлял 17 дюймов. Тем временем формы кузова стали более обтекаемыми – подобный тренд прослеживался практически у всех автопроизводителей того времени.

Cadillac Series 452C Town Cabriolet (1933)
Cadillac Series 452C Aerodynamic Coupe для World Fair (1933)

В 1934 году появился Cadillac V-16 Series 452D, в котором увеличилась как колесная база, так и масса. Для компенсации динамических характеристик мощность двигателя подняли до 185 л. с., что позволило разогнать даже семиместный лимузин до 144,8 км/ч. Интересно, что новые автомобили уже заводились с кнопки, а не поворотом ключа. Поскольку продажи шли довольно вяло, разработка новых моделей V-16 ушла на второй план, и последующие 4 года шли практически без изменений модельного ряда. При этом 12-цилиндровые модели продавались куда лучше, и разница в цене только увеличивалась с каждым годом из-за подорожания V-16, который в 1937 году стоил уже 7450 долларов за базовую модель Imperial Sedan.

Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенства
Cadillac Series 452D Convertible Sedan (1934)
Cadillac Series 90 Aerodynamic Coupe (1936)

Несмотря на удручающие показатели, компания продолжала производство люксовых авто. В 1937 году удалось реализовать всего 50 автомобилей, но руководство Cadillac не спешило идти на компромиссы. Вместо этого двигатели усовершенствовали, а модельный ряд обновили. Новый V-16 имел угол 135 градусов между блоками, а клапаны имели боковое расположение. Все доработки позволили уменьшить объем до 7,1 литра, но мощность осталась прежней – 185 л. с. Диаметр цилиндра увеличили с 76 до 82,55 мм, а ход уменьшили с 102 до тех же 82,55 мм, это также увеличило степень сжатия до 6.75:1. При этом производитель сохранил 2 карбюратора, а вот трамблёры теперь были отдельными на каждую половину. Новый двигатель имел более компактные размеры и весил на 115 кг меньше предшественника, а по сравнению с V-8 имел всего +55 кг. Всё же соотношение мощности и объёма ни в какое сравнение не могло идти с V-8, который выдавал 140 л. с.

Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенства
Один из самых знаменитых Cadillac V16 с кузовом работы ателье Hartmann 1937 года
Cadillac Series 90 Ceremonial Town Car (1938)
Cadillac Series 90 Presidential Limousine (1938)
Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенства
Двигатель Cadillac V-16 второго поколения (1938)

И в самом деле 8-цилиндровые двигатели по мощностным характеристикам вплотную приблизились к 12-цилиндровым, а по экономичности значительно их превзошли. По этой причине было принято решение попросту отказаться от вторых, но оставить V-16 для поддержания лидерского статуса бренда. Новый Cadillac V-16 Series 90 стоил от 5140 до 7000 долларов, и уже в 1938 году было собрано 311 автомобилей. В 1939 году – 136 единиц, и в 1940 – всего 61. Не успела экономическая ситуация выровняться, как мир сотрясла новая трагедия – Вторая мировая война. Впрочем, своё дело модель сделала – несмотря на убытки от её производства, компания смогла доказать не только свою состоятельность, но и превосходство.

Cadillac V-16 образца 1939 года
Cadillac V-16: воплощение роскоши и технического совершенства
Новый 135-градусный V-16
Cadillac Series 90 Formal Sedan (1940)
Интерьер Cadillac Series 90 в 7-местном исполнении

Источник фото: drive2.ru

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий