Военные действия всегда стимулировали развитие новых технологий, которые помогли бы получить превосходство над противником и одержать победу. Некоторые из них были настолько удачными, что стали частью повседневной жизни, например, наручные часы или микроволновки. Другим же не было суждено даже попасть на поле боя. Представляем Вашему вниманию самые странные и сомнительные военные изобретения, которые почти стали реальностью (но что-то пошло не так).
Ружьё Пакла
В 1718 году английский юрист Джеймс Пакл запатентовал первое скорострельное оружие, которое представляло собой обычное кремневое ружьё с 11-зарядным барабаном. Поворот барабана как в револьвере позволял достичь девяти выстрелов в минуту. Ружьё Пакла могло стрелять необычными квадратными пулями, которые причиняли сильнейшую боль при попадании, так как гораздо сильнее повреждали ткани. Стоит признать, что это ружьё прилично опережало своё время: если бы его приняли на вооружение в начале XVIII века, оно произвело бы настоящий фурор, как и орудие Гатлинга почти 150 лет спустя.
Ружьё Пакла пало жертвой собственной гениальности: оно было ненадёжным и слишком дорогим в производстве, более того – использование составных компонентов делало его массовое производство практически невозможным. Но самым большим его недостатком была несовместимость с военной тактикой того времени. В XVII-XIX веках во время боевых действий отдавалось предпочтение ведению боя в линейных боевых порядках – грубо говоря, «стенка на стенку». Таким образом эксплуатация стационарных орудий была невозможна. Хотя ружьё Пакла не было слишком тяжёлым, для произведения выстрелов его нужно было поставить на треногу, а на его перемещение уходило слишком много времени.
Голубиная ракета
Работы над ракетами с биологической системой наведения проходили в рамках двух проектов: «Голубь» (1940-1944) и «Оркон» (1948-1953). В носу ракет располагались линзы, которые проецировали изображение цели на экран перед биологической частью системы – в большинстве случаев эту роль выполняли голуби, но проекты предусматривали использование и других теплокровных животных и птиц. Голуби клевали экран, определяя направление ракеты, например, если птица клюнула в центр, то ракета летит прямо. Птиц тренировали по методу оперантного научения американского психолога-бихевиориста Берреса Скиннера, который предусматривал образование ассоциаций между определённым поведением и его следствием с помощью вознаграждения или наказания.
Скиннер был профессором психологии в Гарвардском университете и был известен своими экспериментами по исследованию и управлению поведением крыс. По его словам, голуби намного лучше поддавались тренировкам, необходимым для их использования в качестве биологической системы наведения. Идея наведения ракет с помощью птиц многим казалась безумной, но Скиннеру удалось достичь невероятных результатов в тренировке голубей, потому голубиные ракеты были достаточно надёжными. Так или иначе, программы всё же закрыли – появились более современные электронные и электромеханические системы наведения, а голуби-камикадзе так и остались безумной мечтой учёного-бихевиориста.
Летучемышиная бомба
Услышав о нападении японцев на Перл-Харбор, американский хирург-стоматолог Литл Адамс был полон желания отомстить. Адамс с большим энтузиазмом занимался спелеологией и изучением самых распространённых жителей пещер – летучих мышей, а ещё мужчина был близким другом Эленор Рузвельт. Сочетание всех этих факторов практически позволило Адамсу воплотить свой чудаковатый план мести, который предусматривал десант миллиона летучих мышей с прикреплёнными к крыльям зажигательными бомбами.
Трудно поверить в то, что проект, названный «X-Ray», был не только одобрен, но и получил финансирование в 2 миллиона долларов. По задумке автора, десять бомбардировщиков B-24 должны были выпустить над Японией охлаждённые контейнеры со спящими мышами. Просыпаясь мыши прятались бы в труднодоступных местах японских домов, которые зачастую были выполнены из легковоспламеняющихся материалов. Тепло от вышедшей из спячки мыши запускало действие химического взрывателя. Несмотря на успешные испытания этой биологической авиационной бомбы, на вооружение она принята не была, так как на тот момент более приоритетным было развитие гораздо более мощного вооружения – атомной бомбы.
Колесо погибели «The Great Panjandrum»
Во времена Второй мировой войны британские специалисты решили создать абсолютную машину убийства, которая должна была пробить брешь в немецкой обороне и открыть путь для британских танков. Машина, получившая название «The Great Panjandrum», представляла собой колесо диаметром 3 метра, наполненное взрывчаткой. Колесо погибели приводилось в действие с помощью ракет с медленно горящим порохом, прикреплённых по периметру колеса. Подразумевалось, что такие колёса будут достигать скорости в 97 км/ч и пробивать все препятствия на своём пути.
Как Вы уже могли догадаться, поведение колеса погибели было совершенно непредсказуемым. Во время демонстрации изобретения перед высшими чинами офицерского состава Великобритании колесо подпрыгивало на кочках и легко меняло траекторию движения, а по достижении колесом максимальной скорости ракеты имели свойство отделяться и выстреливать в разные стороны. В итоге «The Great Panjandrum» превратился в груду горящих обломков, как и надежды его создателей на его применение на поле боя.
Хаджили
Над воплощением проекта «Хаджили» трудились те же умы, что принесли в мир предыдущий экспонат. В рамках этого проекта инженеры пытались использовать ракеты в роли двигателей мягкой посадки для безопасного приземления сбрасываемых с самолёта предметов – продовольствия, оружия и других вещей, необходимых в условиях ведения боевых действий. В какой-то степени Хаджили можно назвать прототипом современных реактивных двигателей мягкой посадки, используемых при посадке космических аппаратов и для десантирования крупногабаритных грузов, но в 1944 году этот проект потерпел сокрушительное поражение.
Название «Хаджили» происходит от имени библейского пророка Elijah или Илии, который, если верить Библии, вознёсся на небо на огненном вихре. Ни одну из попыток воплотить идею плавного приземления объектов нельзя назвать особенно успешной: чаще всего не удавалось в достаточной мере замедлить падение, а в отдельных случаях слишком большой запас топлива заставлял объект резко выстреливать вверх. Однажды ВМС США предоставили для тестирования системы мягкой посадки два джипа. Первый рухнул на испытательную площадку со скоростью 48 км/ч, а вот приземление второго было более удачным – если таковым можно назвать мягкую посадку крышей вниз.