Самолет или вертолет? Конвертоплан Bell XV-3

С момента создания самолета десятилетиями не угасали споры о безопасности, да и обязательное обустройство взлетно-посадочных полос доставляло неудобства. При этом во многих горных районах такую полосу построить было невозможно в принципе. Появление вертолета существенно расширило возможности авиации в целом, но и у него были свои недостатки. В частности, относительно низкая скорость передвижения, что сказывалось и на радиусе действия. Для восполнения этих пробелов был придуман конвертоплан, и одним из первых проектов в этом направлении стал Bell XV-3.

Изначально фирма Bell представила своё творение для спасательных и разведывательных целей. Армия США проводила в 1950 году конкурс для самолетов, но в целом каких-либо жестких ограничений не было, так что теоретически там могли участвовать и вертолеты. На момент проведения конкурса фирма Bell показала только проект, вобравший в себя лучшее из обоих типов техники. Руководство ВВС США проявило заинтересованность и дало одобрение на разработку аппарата в 1951 году, подкрепив его контрактом, согласно которому Bell должны были построить 2 таких машины.

К сожалению, работы шли отнюдь не гладко, и постройка первого XV-3 закончилась в 1955 году. Первая демонстрация прошла 10 февраля, а испытания начались 11 августа. Тогда XV-3 вертикально поднялся в воздух, и были опробованы безопасные режимы перехода в горизонтальный полет, с отклонением винтов на 15 градусов.

В качестве наиболее подходящего двигателя был выбран Pratt & Whitney R-985 с воздушным охлаждением, развивающий мощность 500 л.с. Диаметр пропеллеров составил 7.32 метра – подбор оптимального диаметра доставил некоторые хлопоты. Ведь для подъемного положения диаметр нужен значительно больше, чем для горизонтального положения винтов, но компромиссное решение нашлось именно в таком размере. В остальном же размах крыла 9.46 м позволял в полной мере пользоваться подъемной силой, и хвостовое оперение хоть и имело некоторые особенности, но в общей концепции это оставались практически традиционные самолетные формы. Стоит отметить, что машина имела достаточно скромный вес в 1663 кг, при этом максимальная взлетная масса достигала всего 2177 кг.

В случае выхода их строя силовой установки винты переводились в положение подъема, и аварийная посадка была возможна при помощи системы авторотации. Но все же 25 октября 1956 года первый аппарат Bell XV-3 во время испытаний потерял управление и разбился. Летчик был тяжело травмирован, а сам конвертоплан был признан непригодным к восстановлению т.к. разрушения были очень сильными.

В 1958 году начались испытания второго такого аппарата. Сначала на нем были установлены двухлопастные винты, но позже было принято решение перейти на трехлопастные. 18 декабря машина перешла в полностью горизонтальный полет, на высоте 1220 метров была зафиксирована скорость 212 км/ч. Это нельзя назвать выдающимся результатом, и интерес к такому типу летательных аппаратов существенно снизился, хоть и не полностью. Позже были попытки разработок в этом направлении, и некоторые из них даже добились успеха.

Всего же Bell XV-3 налетал около 450 часов, и смог развить скорость 290 км/ч, но с 1965 года испытания именно этого аппарата проводились только в аэродинамической трубе т.к. появились другие модели конвертопланов, признанные более перспективными. Позже во время стендовых испытаний оторвалась гондола с винтом, и восстанавливать его уже не стали. В целом же можно считать, что Bell XV-3 за свой относительно непродолжительный срок существования внес огромный вклад в развитие авиации.

Источник

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь