Производители и пользователи сельскохозяйственной техники находятся в активном поиске альтернативных источников энергии, позволивших бы сократить объём выбросов в отрасли, которая в основном полагается на дизельные силовые установки. За последние годы мир увидел немало любопытных концептов «зелёных» тракторов, включая умные машины на электрической тяге, на метане и т. п. В 2020 году американская компания Amogy увидела потенциал в аммиаке, который уже давно используют в сельском хозяйстве в качестве удобрения. Спустя два года она представила первый в мире трактор, работающий на жидком аммиаке.
По словам специалистов, аммиак обладает более высокой плотностью энергии, чем традиционные виды топлива. Как следствие, в последнее время многие производители стали рассматривать его как альтернативный источник энергии для водных, воздушных и в некоторых случаях наземных транспортных средств. Открытыми остаются вопросы о наиболее эффективных способах извлечения энергии из аммиака и оптимизации процесса его производства, однако в Amogy верят, что их технология позволит в полной мере реализовать потенциал этого вещества.
Экспериментальная система Amogy представлена баком объёмом 227 литров, из которого аммиак в жидком виде поступает в «высокоэффективный» реактор, где он расщепляется на азот и водород. В топливных элементах системы используется водород. Почему же в Amogy решили использовать аммиак в качестве энергоносителя? Дело в том, что аммиак проще сжижается и хранится в больших объёмах. Кроме того, он имеет более высокую плотность энергии, ведь на одну молекулу аммиака приходится один атом азота и три атома водорода. По данным компании, такая силовая установка обеспечивает работу трактора на протяжении нескольких часов. При этом плотность энергии данной системы составляет более 700 Вт⋅ч / кг – в 5 раз больше, чем у литий-ионных батарей. Побочными продуктами работы аммиачной силовой установки являются азот и вода.
Согласно пресс-релизу Amogy, за последний год специалисты компании сумели добиться 20-кратного повышения эффективности альтернативной силовой установки, работающей на аммиаке. Дебют подобной системы на базе универсального и популярного в отрасли трактора John Deere – важный шаг в сторону «озеленения» и декарбонизации большегрузных транспортных средств. В частности, в 2022-2024 гг. компания планирует оборудовать аналогичными системами крупнотоннажные грузовые автомобили (включая автомобили 8 класса по американской классификации грузоподъёмностью 15 тонн и выше), грузовые суда и т. п. CEO Amogy Сон-Хун У надеется, что инновации его компании помогут миру ускорить адаптацию аммиака как топлива следующего поколения в транспортной и сельскохозяйственной индустриях.
Источник фото: Amogy