Антропологи собрали самое детальное семейное древо времён каменного века в истории. В захоронении городища Гурги-ле-Нуаза во Франции учёные идентифицировали 7 последовательных поколений родственников: это открытие проливает свет на семейные и социальные динамики неолитического общества.
Гурги-ле-Нуаза – это древнее городище, основанное примерно 6300 – 6700 лет назад в период неолита, для которого было характерно существенное увеличение численности населения, а вместе с тем и взрывное развитие ремёсел, сельского хозяйства и скотоводства. Люди того времени стали переходить к более оседлому образу жизни с возведением каменных жилищ и организацией локализованных сельскохозяйственных общин. В пределах неолитического городища учёные обнаружили серию из 128 захоронений без опознавательных знаков, памятных сооружений или ценных вещей, что может свидетельствовать о том, что в этом месте хоронили простолюдин тех времён. Исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка проанализировали геномы 94 лиц, захороненных в могильнике Гурги-ле-Нуаза, чтобы идентифицировать, как эти люди были связаны между собой.
В рамках генетического анализа учёные рассматривали серию факторов, включая возраст на момент смерти, генетический пол, распространённость изотопов стронция для отслеживания путей миграции, а также Y-хромосомы и митохондриальную ДНК для идентификации отцовской и материнской линий. Анализ генома древних людей позволил собрать семейное древо одного рода из 12 людей в 5 поколениях, и рекордное по своей детализации семейное древо другого рода из 64 человек в 7 поколениях. По словам авторов исследования, на мысль о семейном характере захоронения их навела довольно чёткая организация пространства. Могилы практически не пересекались друг с другом и располагались с сохранением структуры поколений. Таким образом, можно сделать вывод, что все последующие захоронения проводились людьми, которые имели достаточно чёткое представление о похороненных ранее людях, вероятно, ввиду наличия родственных связей.
Исследуя масштабное семейное древо городища Гурги-ле-Нуаза, антропологи обнаружили, что поколения в основном связывались между собой по отцовской линии. В пределах могильника практически не было захоронений взрослых женщин, связанных с родом по отцовской линии. Изотопный анализ их останков показал, что они присоединялись к роду извне, нередко мигрируя на достаточно большое расстояние. Отсюда можно сделать вывод, что неолитическим сообществам данного региона была свойственна патрилокальность: социальная структура, в которой мужчины поколениями с рождения и до смерти живут в одном и том же поселении, а женщины становятся частью сообщества мужа, покидая родное поселение. К слову, изотопный анализ взрослых женщин в Гурги-ле-Нуаза показал, что они практически не имели родственных связей либо были очень далёкими родственниками. Это значит, что в те времена в соседствующих регионах существовало множество генетических групп, которые активно взаимодействовали между собой и «обменивались» людьми.
Анализируя семейное древо Гурги-ле-Нуаза, исследователи также обратили внимание, что все захороненные здесь братья и сёстры разделяли обоих родителей. Учёные не обнаружили полуродных связей между членами всех 7 поколений, что указывает на моногамность отношений внутри общины. Впрочем, антропологи не исключают, что сводных братьев и сестёр могли целенаправленно исключить из семейного захоронения. Изучая самое детальное семейное дерево каменного века, учёные предположили, что это семейство активно использовало данное захоронение лишь на протяжении 3-4 поколений (около 100 лет). Об этом свидетельствует тот факт, в городище практически отсутствуют захоронения детей и подростков первых поколений, в то время как среди последних поколений практически нет взрослых захоронений. Это значит, что однажды основатели рода пришли в это место и разбили поселение, а затем их потомки в какой-то момент решили его покинуть.
К слову, родоначальник семейства никогда не жил в городище Гурги-ле-Нуаза: его останки были похоронены здесь повторно – в могиле со взрослой женщиной. Вероятно, он был важен для своих потомков, которые перенесли останки предка в новое поселение. Учёные предполагают, что древние люди выбрали это место неспроста. По словам исследователей, вероятно, здесь они обнаружили достаточно хорошие условия для жизни, ведения хозяйства и размножения, что довольно нетипично для столь давних времён. На это указывает большой размер семей в каждом поколении, а также относительно высокий процент членов рода, которые доживали до полового созревания и заводили собственные многодетные семьи.