5 самолетов-долгожителей, служащих до сих пор

Военная техника обновляется далеко не так быстро, как бытовая электроника, и все же каждый год военные выставки отнюдь не пустуют. Но знаете ли Вы, что некоторые особо удачные модели самолетов, используемые сегодня, были разработаны более 50 лет назад?

МиГ-21

Производство этого самолета продолжалось с 1959 по 2017 год, в итоге ни один самолет третьего поколения не смог побить рекорд по масштабности производства. 10 645 единиц было произведено в СССР, 194 в Чехословакии и 657 в Индии, также примерно 2500 единиц было построено в Китае. Изначально это был истребитель второго поколения, но к третьему он пришел с многочисленными улучшениями.

В СССР его называли балалайкой за треугольную форму крыла, но в остальных странах его прозвали Летающим Калашниковым за безотказность и надежность. Миг-21 стоит на вооружении таких стран как Индия, Китай, Вьетнам, Египет и множестве других. Интересно, что он используется Хорватией и Румынией, а ведь эти страны входят в НАТО.

Стоит напомнить, что первый полет был произведен еще 16 июня 1956 года, и с тех пор до последних лет он подвергался модификациям. Тем не менее, базовая конструкция оставалась та же. В СССР последняя такая машина была выпущена в 1985 году, но с 1967 и по 2017 год он выпускался в Китае под индексом J-7 и в экспортном варианте – F-7.

B-52 Stratofortress

Еще в феврале 1955 года этот самолет поступил на службу ВВС США, и до сих пор успешно используется. Но и это еще не все – согласно документации, срок его службы ограничивается 2030 годом в случае отсутствия модернизаций. Особенностью B-52 Stratofortress стала его дальность полета – 16 700 км, а с грузоподъемностью 31.5 тонн эта машина становится по-настоящему внушительным аргументом в любом конфликте. Таких характеристик удалось добиться во многом благодаря двигателям Pratt & Whitney TF33-P-3/103. При общем количестве 8 таких силовых установок потеря одной или даже двух из них не является критичной поломкой. Всего же было построено 744 таких самолета, но 71 из них уже выведены из эксплуатации вследствие летных происшествий.

Живучесть этой машины просто невероятна – 19 декабря 2017 года в летящий B-52 попала молния и проделала большую дыру в хвосте. Самолет продолжил полет и вполне удачно приземлился в положенном ему месте, без аварийной посадки. Из-за серьезного повреждения пришлось менять хвост, но машина после ремонта осталась в строю.

B-52 до сих пор является рекордсменом по дальности полета – 10-11 января 1962 года он смог пролететь 20 177 км без дозаправки, на это у него ушло 22 часа 9 минут.

Ту-95

Поступивший в эксплуатацию в 1956 году Ту-95, производился с 1955 по 1992 год, что тоже является достаточно внушительным периодом. В эксплуатации эта машина по сей день, и крайний срок пока не оглашен.

Винты двигателей самолета сдвоенные, вращаются в противоположные стороны. Обойтись по одному винту на мотор не получилось, в противном случае он получился бы слишком большого диаметра, что имело бы множество недостатков. В остальном же Туполев использовал минимум рискованных инноваций в проектировании этого самолета. Многие агрегаты разрабатывались его КБ для предыдущего проекта “85”, от которого отказались в 1951 году уже после испытаний, в ходе которых он показал дальность полета в 12 000 км. Новый же самолет после тяжелых испытаний и множества доработок показал дальность до 15 200 км в отдельных модификациях, но в самых массовых его показатели были примерно на уровне тех же 12 000. Именно с такого самолета 30 октября 1961 года была сброшена самая мощная в мире бомба мощностью 58 мегатонн.

U-2

Первый полет этой железной птицы состоялся 1 августа 1955 года, а в 1957 году ее приняли на вооружение. Самолет был разработан по заказу ЦРУ, а основная задача самолета – разведка и шпионаж. Аппарат получился просто отличный, при практическом потолке в 21 км на момент выпуска он был вообще недосягаем для ПВО. Даже о существовании такой машины за пределами армии и спецслужб США еще несколько лет никто не знал, в том числе и потенциальный противник, коим был СССР.

Первые полеты были замечены советскими радарами, но сбить неприятеля было попросту нечем – на такую высоту не мог забраться ни один перехватчик. Тем не менее, 1 мая 1960 года самолет был сбит ракетой класса земля-воздух, и с тех пор над пространством СССР U-2 больше замечен не был. Но сбитый аппарат был тщательно изучен, что помогло в разработках собственных высотных самолетов. Согласно документации, всего с 1956 по 1960 год было выполнено 24 вылета на территорию СССР.

F-4 Phantom II

Поступивший на службу 30 декабря 1960 года F-4 одержал впоследствии 15 мировых рекордов. Самолет классифицировался как дальний истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик третьего поколения. На сегодняшний день его уже вывели из эксплуатации большинство стран, но он используется ВВС Ирана, потому и попал в этот список.

Производство продолжалось с 1958 по 1981 год, за эти годы было построено 5195 этих самолетов. F-4 стал первым в мире серийным истребителем, вооруженным ракетами воздух-воздух. Первые модификации не имели пушки т.к. изначально считалось, что подобное вооружение на авиации должно отойти в прошлое, заменив его на ракетное. Но в ходе Вьетнамской войны стало ясно, что такое мнение было ошибочным и на модификации F-4E была установлена легендарная 6-ствольная 20-мм пушка “Вулкан”.

6 декабря 1959 года F-4 Phantom II установил мировой рекорд высоты – 30 040 метров, а 22 ноября 1961 года – рекорд скорости – 2585.425 км/час.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь