Корабли с инверсным носом X-Bow

Корабли с инверсным носом выглядят достаточно необычно, но в целом такая конструкция используется очень давно и имеет как свои недостатки, так и преимущества. В конце XIX века многие броненосцы имели нос подобной конструкции, но со временем взгляды судостроительных конструкторов несколько изменились, и такой подход до недавних пор был забыт.

Броненосец Цесаревич, спущенный на воду в 1901 году

Первые свидетельства о подобной технологии корнями уходят еще дальше – при изучении археологических раскопок викингского драккара IX века ученые обнаружили, что нос его задран в обратную сторону. Подобные особенности имели и кнорры викингов. Носы этих кораблей имели далеко не такие формы, как у бронированных судов дореволюционных времен, но они также по праву считаются прародителями инверсных носовых конструкций.

В современном кораблестроении технология называется X-Bow, и используется она не просто ради оригинальности. В названии X-Bow буква “X” созвучна со словом “Axe” – действительно такой нос корабля рассекает волны словно топор. Всё дело в том, что при движении в водной среде носовая часть корабля при рассечении воды создает поток стреловидной формы, и на остальную часть корпуса приходится меньшее сопротивление. При этом если поверхность воды неспокойна, то при обычной компоновке носа корабль достаточно сильно качает, а инверсный нос частично помогает справиться с этим явлением, рассекая волны ниже их поверхности. При этом корабль не плывет на поверхности волн, а именно врезается в них, теряя скорость значительно меньше. Также часто в кораблестроении используется бульб – наверняка многие видели на картинках под носом корабля выступающую выпуклость ниже ватерлинии. Так вот он нужен также для правильной динамики обтекания водой корпуса корабля, но польза появляется только на относительно высоких скоростях. В технологии X-Bow потребности в нем нет, вместо этого сам нос формирует правильную форму, но при этом динамическое сопротивление значительно снижается. Это позволяет не только существенно прибавить в скорости, но и экономить топливо, а в промышленных масштабах это достаточно внушительные цифры. При этом достаточно важным моментом также является уровень комфорта экипажа и пассажиров таких кораблей, который вышел на новый уровень из-за снижения качки. В ноябре 2016 года судно Orca, принадлежащее компании Bourbon, попало в сильный шторм в ноябре 2016 года, и в реальных штормовых условиях превзошло все ожидания. Само же судно было построено в 2006 году, и именно с его появлением получила распространение компоновка такого типа.

Для сравнения на практике были взяты судна Bourbon Orca и Skandi Caledonia, из них первое обладает инверсным носом, а второе имеет стандартную компоновку с бульбом. Двигатели судов работали на одинаковой мощности, и в целом уровень волнения был небольшой. Orca смогла развить скорость в 13 узлов, когда Skandi Caledonia смогла выжать всего 8.

Skandi Caledonia
Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь