Железнодорожные технологии гораздо более универсальны и разнообразны, чем мы привыкли считать. Они помогают людям покорять высокие горы и глубокие шахты, работая в различных климатических и топографических условиях. Представляем вашему вниманию самые необычные железные дороги мира.
Вуппертальская подвесная железная дорога, Германия
Открытие подвесной железной дороги над извивающимся руслом реки Вуппер в 1901 году стало одним из решающих факторов в развитии промышленности в прилежащих поселениях и их объединении в Вупперталь. Рельеф местности не позволял обустроить традиционные железнодорожные или трамвайные линии, и монорельс, который пролегает над рекой и оживлёнными городскими улицами, оказался идеальной альтернативой. Уникальную линию поддерживают 468 стальных порталов общей массой почти 20000 тонн. 31 вагон Вуппертальской подвесной железной дороги каждый день перевозит более 80000 человек. На линии также сохранился один из оригинальных вагонов – так называемый «Императорский вагон», на котором впервые прокатились Вильгельм II и Августа Виктория.
Штосбан, Швейцария
Рекордсмен в категории «самая крутая общественная железная дорога» – фуникулёр Штосбан – открылся в Швейцарии в 2017 году и сразу стал популярным туристическим аттракционом. Необычные вращающиеся вагоны-бочки остаются в горизонтальном положении, позволяя пассажирам с комфортом любоваться потрясающими горными ландшафтами, несмотря на подъёмы с уклоном до 110%. Линия протяжённостью 1547 м связывает побережье реки Муота и высокогорный курорт в деревне Штос, за 5 минут преодолевая подъём на 744 метра. Стоит отметить, что Штосбан – это не просто туристическая достопримечательность, но также своего рода «линия жизни» для жителей Штоса. Каждый вагон состоит из трёх пассажирских секций, вмещающих до 136 человек, и грузовой секции, которая каждый год перевозит до 10000 тонн грузов, поднимая в гору продукты и прочие жизненно необходимые ресурсы и возвращая в низину отходы горного населённого пункта. В сравнении со старым фуникулёром, обслуживавшим данный участок, Штосбан позволил вдвое увеличить объёмы пассажирских и грузовых перевозок.
Хайтская пирсовая железная дорога, Великобритания
Пирсовые железные дороги были распространённым явлением в береговых британских курортах XIX века. Большинство из них были возведены с единственной целью – сэкономить время в пути с пирса на побережье. Однако Хайтская пирсовая железная дорога имела дополнительную функцию: она подвозила пассажиров к паромной переправе, которая со времён средневековья связывала населённые пункты, лежащие на берегу эстуария Саутгемптон-Уотер. Пирс в Хайте появился в 1881 году, а в 1909 году по нему пустили поезд, что делает данную линию старейшей действующей пирсовой железной дорогой в мире. Изначально участок протяжённостью 640 метров обслуживался вручную – по типу дрезины, однако в 1922 году на линию поставили два электровоза, которые пребывают в эксплуатацию по сей день.
Чунцинский монорельс, КНР
Монорельсы пребывают в эксплуатации во многих странах мира на протяжении более чем сотни лет, однако большинство из них так и не стали воплощением футуристических технологий, обещанных их учредителями. Впрочем, как показал пример Вуппертальской железной дороги, в случае некоторых населённых пунктов монорельс – единственное верное решение. Не менее красочным доказательством тому служит Чунцинский монорельс – система линий гибридного метро в китайском городе Чунцин. Уникальная топография города с густонаселёнными горными плато и прорезающими их долинами рек Янзцы и Цзялинцзян заставила местное руководство искать альтернативу традиционному метро. При общей протяжённости около 100 км она признана самой длинной монорельсовой системой, а 55-километровая Линия №3 представляет собой самый протяжённый непрерывный монорельсовый маршрут. Чунцинская система также является одной их самых загруженных в мире: ежегодно она перевозит около 250 млн пассажиров. Одна из линий системы (№2) проходит сквозь многоэтажный жилой дом.
Рельсовые автобусы, Южная Америка
Совмещение кузова традиционного автобуса и железнодорожного шасси – вовсе не новая идея, однако в горных регионах Южной Америки в Чили, Боливии и Колумбии рельсовые автобусы стали не только спасением для местных жителей, но также популярным туристическим аттракционом. В удалённых горных поселениях, лишённых нормального транспортного сообщения с остальным миром, эти импровизированные «ферробусы» зачастую ходят по заброшенным железнодорожным линиям, которые обслуживали минеральные месторождения в XIX-XX вв. Поездка на южноамериканском рельсовом автобусе – это непредсказуемое приключение, требующее от пассажиров терпения и выносливости, однако даже такая альтернатива выглядит более привлекательной, чем другие горные маршруты.
Линия М1, Венгрия
В конце XIX – начале XX вв. Венгрия, которая на тот момент была частью Австро-Венгерской империи, считалась одним из пионеров транспортных технологий. К примеру, в Будапеште действует старейшая в континентальной Европе линия подземной железной дороги – М1, которая находится в эксплуатации с мая 1896 года. М1 стала третьей в мире подземной железной дорогой после двух аналогичных линий в Лондоне и Ливерпуле. Линия метрополитена протяжённостью 4,4 км с 11 станциями почти вся проходит под проспектом Андраши – центральной улицей Пешта. Как и первое лондонское метро, будапештская линия имеет необычайно узкие тоннели, потому местные прозвали её «kisföldalatti» – «маленькая подземка». Поезда на этой линии больше напоминают сочленённые в один состав миниатюрные трамваи, которые вмещают всего 246 пассажиров.
DMV, Япония
Согласитесь, концепция общественного транспорта, который может ходить как по дорогам общего пользования, так и по железной дороге, звучит весьма привлекательно. Эксперименты с подобными транспортными средствами начались ещё в 1930-х годах в Англии. Впрочем, одним из самых успешных примеров её реализации является DMV (Dual-mode vehicle) в Японии. Это дизельные автобусы, оборудованные как железнодорожными колёсными парами, так и обычными колёсами. В салоне DMV размещаются 20 пассажиров и 3 члена экипажа, которые отвечают за «переобувание» транспортного средства. К слову, этот процесс занимает всего 15 секунд. Такие автобусы гораздо дешевле в обслуживании и легче обычных железнодорожных вагонов, потому при езде по железной дороге они расходуют намного меньше топлива. Первый DMV-маршрут в Японии запустили в 2021 году: он связывает посёлок Кайё в префектуре Токусима с городом Мурото в префектуре Коти. Общая протяжённость маршрута составляет 48 км, и примерно 10 из них проходят по ж/д линии.
Власти Японии рассчитывают, что автобус-гибрид DMV в скором времени появится и на других маршрутах. Ожидается, что он станет привлекательным аттракционом для туристов. Впрочем, главным достоянием такого типа транспортных средств является тот факт, что он поможет людям добираться в изолированные уголки страны в случае природных катаклизмов вроде землетрясений, когда части дорог или железнодорожных путей выходят из строя.
Железная дорога Катумбы, Австралия
В Голубых горах Австралии находится ещё один кандидат на звание самой крутой железной дороги в мире – так называемая «Живописная железная дорога Катумбы». Эта уникальная линия открылась в 1878 году, однако изначально она обслуживала исключительно работников шахты. Её строительство велось вручную без использования какой-либо техники и продолжалось более 30 лет. Сегодня эта линия увлекает пассажиров через песчаниковые тоннели, водопады и потрясающий тропический лес: в самом крутом участке уклон составляет 128%. В остеклённых вагонах поезда помещается до 84 пассажиров, которые могут регулировать остроту своих ощущений, устанавливая кресло в «расслабленное» или «экстремальное» положение. С момента открытия для туристов в 1945 году эта уникальная линия перевезла более 25 миллионов пассажиров.