В 2009 году князь Монако Альбер II обратился к производителю экспериментальных транспортных средств Venturi с предложением разработать электромобиль, который выдержал бы суровые условия Антарктики. Спустя 12 лет и несколько прототипов 1 июня 2021 года компания представила итоговый продукт – автомобиль с незамысловатым названием Venturi Antarctica, который с декабря 2021 года служит учёным на бельгийской полярной исследовательской станции «Принцесса Елизавета».
«Принцесса Елизавета» – единственная в Антарктике станция с нулевым уровнем парниковых выбросов. Её деятельность обеспечивают солнечные панели и ветряные турбины. Эта особенность станции ещё более актуальна в контексте основной области исследования: её сотрудники преимущественно ведут наблюдения за погодой и атмосферой материка. Таким образом, экологичный автомобиль, который позволил бы учёным продолжать выполнять свою работу с нулевыми выбросами, оказался для «Принцессы Елизаветы» весьма уместным. Стоит отметить, что создание электромобиля, способного работать в условиях вечной зимы при отрицательных температурах и сильнейших ветрах на несходящем снежном покрове, это непростая задача. К тому же инженерам предстояло разработать транспортное средство, в котором учёным было бы удобно перевозить чувствительное оборудование. Князь Альбер II посчитал, что у компании Venturi, которая экспериментирует с электротехникой с 2000 года, достаточно опыта для реализации подобной идеи.
По данным Venturi, всего за одно антарктическое лето сотрудники «Принцессы Елизаветы» проехали на электровездеходе более 500 километров при запасе хода электромобиля всего 50 километров. При необходимости исследователи могли расширить запас при помощи дополнительного аккумулятора на 52,6 кВт⋅ч. Пространство для его хранения предусмотрено в кузове Venturi Antarctica, где также размещается исследовательское оборудование и складные сидения для экипажа. Два электродвигателя постоянного тока мощностью 60 кВт каждый обеспечивают максимальную скорость движения до 25 км/ч. Согласно отзывам учёных, реальный запас хода гусеничного электромобиля зависит от плотности снежного покрова, потому, как правило, они стараются ограничивать протяжённость рабочих вылазок 40 километрами. По словам исследователей, электромобиль стал чрезвычайно полезным приобретением для станции, но он не лишён проблем в эксплуатации, и специалисты Venturi уже работают над их решением.
В Антарктике средние температуры варьируются от -50°C в глубине континента до 10°C у побережья. При разработке электромобиля в Venturi постарались адаптировать его к работе в экстремальной зоне температурного спектра. Как и полагается снегоходной машине, проходимость Venturi Antarctica обеспечивает гусеничный движитель, который равномерно распределяет 2495 кг массы автомобиля по снежному покрову. Однако, поскольку станция «Принцесса Елизавета» располагается на побережье, учёные столкнулись с тем, что более рыхлый снег налипает на гусеницы и приводные звёздочки, вызывая нежелательные вибрации. В качестве временной меры специалисты компании несколько видоизменили и заменили звёздочки, однако в будущем электромобилю понадобится более надёжное постоянное решение.
Ещё одной неожиданной проблемой стал перегрев кабины, который усугубляется по мере повышения средних температур в прибрежных регионах Антарктики. Поскольку в кузове Venturi Antarctica перевозится чувствительная электроника, инженерам пришлось в ускоренном режиме перерабатывать вентиляционную систему, а также систему охлаждения силовой установки электромобиля. В обозримом будущем они также планируют полностью заменить гусеничную платформу, чтобы решить проблему налипания снега и увеличить доступный исследователям запас хода.
Источник фото: Venturi Automobiles