По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня в мире насчитывается около 1 миллиарда курильщиков, однако мало кто задумывается о том, как зародилась сама практика вдыхания тлеющего табака. В нашей статье мы расскажем Вам об истории табакокурения, а также о социальной и культурной роли данной практики в прошлом и настоящем.
Практика вдыхания дыма сгорающих растений была распространена задолго до нашей эры. В частности, свидетельства использования ароматных курений были обнаружены как на фресках с изображениями богов в древних индийских храмах, так и при раскопках египетских захоронений. Хотя истоки зарождения практики табакокурения в культуре коренных американцев доподлинно неизвестны, табак определённо играл в их жизни значимую роль, в первую очередь как сакральный атрибут.
Наравне с прочими галлюциногенными и психотропными веществами он занимал важное место в религиозных ритуалах и общественных церемониях. Употребление табака путём вдыхания его дыма либо в любой другой форме служило инструментом для установления связи с миром сверхъестественного. Вещества в составе дыма приводили к изменению сознания, необходимому шаманам для освобождения и достижения особого состояния духа в рамках ритуалов мольбы о богатом урожае, выздоровлении, заключении мира и т. п.
Для многих культурных групп табак являлся священным растением, которое обладает различными сверхъестественными свойствами. К примеру, племена Майя использовали его в качестве подношения богам, нередко связывая растение с плодовитостью земель и женщин, а также применяли в церемониях инициации подростков, вступающих во взрослую жизнь. Кроме того, коренные американцы использовали табак в качестве лекарственного средства. В частности, представители индейских племён верили, что листья и стебли этого растения имеют болеутоляющие и антисептические свойства.
Практика табакокурения и дарения табака служила способом установления социальных связей и иерархии как в пределах одной общины, так и между племенами. Пожалуй, наиболее известным атрибутом социальных ритуалов является калумет или трубка мира, которая была неотъемлемым элементом обряда завершения вражды. Вне зависимости от функции, табак был одним из важнейших элементов индейской культуры – будь то в форме курительных трубок, более распространённых на севере, или типичных для южных регионов сигар, которые являются прототипом современных сигарет. Более того, для некоторых племён, например, для Кроу и Черноногих, культ табакокурения был настолько первостепенен, что они не выращивали других сельскохозяйственных культур.
Высушенные листья табака впервые прибыли в Европу в 1490-х годах вместе с кораблями второй колумбовской экспедиции. Вместе с ними в Старый Свет перекочевала и практика табакокурения. Интерес к ней подогревался убеждением в целебных свойствах растения. Табак считался едва ли не панацеей, новой волшебной травой, которая в сочетании с прочими средствами западной медицины может исцелить человека от десятков заболеваний. К примеру, в конце XVI века испанский врач Николас Мондарес заявил, что курение табака в виде сигары способно избавить от чувства голода, боли и даже рака.
Параллельно распространению слухов о чудодейственных свойствах диковинного растения правительства многих стран отчаянно пытались противоборствовать табакокурению. Более того, в некоторых странах буква закона не ограничивалась публичным порицанием курильщиков. Порой страсть к табаку была наказуема физической расправой и даже казнью. Впрочем, нельзя сказать, что подобные меры были особенно успешными, поскольку практика табакокурения стремительно завоёвывала внимание аристократии и государственных деятелей. Например, в 1560-х годах французский дипломат и учёный Жан Нико, по имени которого табак получил своё научное название Nicotiana, популяризировал растение при дворе Екатерины Медичи, а английские монархи познакомились с табаком благодаря фавориту королевы Елизаветы I Сэру Уолтеру Рэли.
Вслед за введением культуры табакокурения в Европе данная практика быстро распространилась во всём мире. К началу XVII века табак активно культивировали в Индии, Китае, Японии, Юго-Восточной Азии, Средней Азии и Африке. Именно тогда табак стал предметом массового потребления, что непременно отразилось в культуре и быту людей того времени. По некоторым сведениям, жители испанского портового города Севилья впервые стали использовать табак для самокруток вместо традиционных курительных трубок и сигар. Так называемые «папилетти» были распространены среди бедных слоёв населения. Такое нехитрое «быстрое курево» крутили из отходов табака и обрывков бумаги.
В то же время во многих европейских городах как на дрожжах росли табачные фабрики, которые обеспечивали растущие аппетиты культуры табакокурения. В Азии курительные трубки пережили своеобразный ренессанс, сопровождаемый многочисленными экспериментами с формой и материалами. Среди приспособлений для курения табака также стоит отметить кальян, который предусматривал контакт табачного дыма с водой с целью его охлаждения и смягчения.
К середине XIX века культура табакокурения обросла многочисленными атрибутами. Глобальное распространение получили всевозможные мундштуки, плевательницы, пепельницы, портсигары и прочие ёмкости для хранения табака, зажигалки вместе с курительными костюмами со специальными карманами, шляпами, тапочками и даже креслами. Курение также получило широкое представление в искусстве – в живописи, литературе и на сцене, а также стало важным элементом образа мужественного и целеустремлённого человека. Весомую роль в столь масштабной популяризации табакокурения сыграло повышение доступности недорогих табачных изделий, достигнутое за счёт машинизации их производства. В частности, первая сигаретная машина была запатентована в 1881 году Джеймсом Бонсаком. В конце XIX – начале XX вв. в США и Великобритании зародились первые табачные империи, инструментом продвижения которых выступала относительно низкая стоимость готовых изделий и агрессивная маркетинговая политика.
Во время Первой мировой войны табак, зачастую в форме сигарет и самокруток, являлся частью рациона солдат и продвигался как эффективное средство для успокоения нервов в стрессовой ситуации. Первая половина XX века стала золотой эрой сигарет: по разным данным, от 50 до 80% взрослого мужского населения промышленно развитых стран являлись активными курильщиками. Курение было социально приемлемой деятельностью во всех сферах жизни: на работе, дома, в баре, в кинотеатре и т. д. Стараниями мировых СМИ сигареты покоряли представителей обоих полов вне зависимости от их социального статуса. Более того, в 1920-х годах на рынке впервые появились табачные изделия, предназначенные для женщин. Культуру табакокурения красочно изображали и восхваляли в киноиндустрии.
В социуме того времени оставалось не так уж много места для антитабачного движения. В 1950-60-х гг. были опубликованы первые медицинские исследования, связывающие курение с негативным воздействием на состояние здоровья курящего и его окружения. Вопреки ожиданиям специалистов, подкреплённых весьма красочными примерами последствий табакокурения, люди не слишком спешили отказываться от этой привычки. Впрочем, к концу 70-х годов количество курящих взрослых в промышленно развитых странах упало до 33%. По мнению специалистов, несмотря на распространение движения за здоровый образ жизни, общественное порицание курения только усиливает его роль как метода выражения индивидуализма и независимости. Эксперты предполагают, что практика табакокурения ещё на долгое время сохранит своё место в современном обществе. Тот факт, что использование сигарет и прочих табачных изделий обрело больший упор на подчёркивание индивидуальной свободы в противовес ритуально-церемониальному значению данной практики в доколумбовской Америке, демонстрирует трансформацию глобальной культуры, в которой интересы отдельной личности стали более первостепенными, чем традиции и интересы коллектива.