Великий канал Китая: маршрут Пекин – Ханчжоу

Миф о видимости Великой Китайской стены из космоса существует ещё с тех времён, когда о космических путешествиях не мечтали даже в научно-фантастической литературе. В 1974 году его в очередной раз подкрепил астронавт Уильям Поуг, который заявил, что ему удалось рассмотреть стену с борта орбитальной станции «Скайлэб». Впрочем, позже выяснилось, что американец принял за стену Великий канал Китая – невероятное гидротехническое сооружение, о котором мы расскажем Вам в нашей статье.

Великий канал Китая: маршрут Пекин – Ханчжоу
MICHAEL YAMASHITA

Крупнейшие реки Китая текут к Тихому океану в широтном направлении. Такая географическая особенность водных путей удобна для организации транспортных связей между западом и востоком страны. В то же время эти реки отчасти препятствовали развитию путей между севером и югом, потому для устранения этой проблемы было решено соорудить искусственное транспортное русло между реками Янцзы и Хуанхэ. Великий канал Китая постепенно сформировал обширную систему внутренних водных путей в северо-восточной и центрально-восточной части страны, связав Пекин с провинцией Чжэцзян.

Великий канал Китая: маршрут Пекин – Ханчжоу
Wikimedia Commons

Великий канал Китая – настоящее чудо инженерной мысли, признанное самым длинным и древним искусственным гидротехническим сооружением в мире. Строительство первых секций стартовало в V веке до нашей эры, а к VII веку канал стал полноправным транспортным путём, объединяющим Империю. Данный водоток представляет собой крупнейший в истории проект гражданской инженерии, предвосхитивший многие достижения промышленной революции. Столетие за столетием династии сменяли друг друга, продолжая дело предшественников, совершенствуя и сохраняя канал, благодаря чему тот стал одной из ключевых опор транспортной системы империи. Эффективное управление строительством и деятельностью канала было возможным благодаря системе Цаоюнь, через которую Империя реализовала свою монополию на транспортировку продуктов сельского хозяйства и другого стратегического сырья. Данная система способствовала внедрению унифицированного администрирования огромных территорий страны, а также позволяла оперативно доставлять пищу и военные силы для защиты населения.

Universal History Archive
Часть карты канала XVIII — XIX вв. / Public Domain

Новый уровень эволюции исторического сооружения наступил в XIII веке н. э. во времена правления Империи Юань. Именно тогда Великий канал Китая объединил собой бассейны пяти крупнейших рек страны: Хуанхэ, Байхэ, Вэйхэ, Сышуй и Янцзы, а также бассейны нескольких меньших рек и озёра, преодолев отметку в 2000 км. Чистая протяжённость водотока составляет 1782 км, а с дополнительными ответвлениями в Пекине, Ханчжоу, Наньтуне, Нинбо и других городах – более 2470 км. В судоходной части канала глубина достигает 2-3 метров, а ширина варьируется от 40 метров в самой узкой части (провинции Хэбей, Шаньдун) до 350 метров в районе шанхайского порта. Регулировать взаимодействие отдельных секций канала помогает 21 шлюз: самые ранние из них появились ещё в X веке.

Великий канал Китая: маршрут Пекин – Ханчжоу
Corpuscoli
Kangxi Emperor’s Southern Inspection Tour (1691-1698)
Великий канал Китая: маршрут Пекин – Ханчжоу
GILBERT H. GROSVENOR, NATIONAL GEOGRAPHIC STOCK

Великий канал Китая на долгие годы пережил систему Цаоюнь, претерпел многочисленные изменения и адаптировался к экономическим и политическим обстоятельствам различных исторических эпох. Кроме того, на протяжении тысячелетий он остаётся важным фактором экономического и культурного развития прилегающих территорий. В наши дни совершенствованием сооружений, регулированием судоходства, а также сохранением канала как объекта исторического и культурного наследия занимается целый комплекс организаций с разным уровнем ответственности. Их ядром является специальная группа экспертов, в состав которой входят представители 6 провинций и 2 городов с провинциальным статусом, по территории которых проходит канал. Кроме того, в деятельности группы принимают участие члены Государственной администрации культурного наследия, Министерства водного хозяйства и прочих ведомств.

Peter Sterbach
Huang Xin via Getty Images

В 2014 году Великий канал Китая также включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как и более двух тысяч лет назад, это невероятное гидротехническое сооружение остаётся актуальным и востребованным. Несмотря на появление скоростных трасс и железнодорожных магистралей, развитие авиационного сообщения, Великий канал сохраняет статус одной из важнейших внутренних транспортных артерий страны.

Великий канал Китая: маршрут Пекин – Ханчжоу
MICHAEL YAMASHITA
MICHAEL YAMASHITA
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий