Каждому из нас доводилось видеть фильмы, в которых с ног до головы экипированный вор изящно похищает из музея очередной шедевр мировой живописи. Такие сюжеты вовсе не редкость, ведь произведения искусства всегда привлекали нежелательное внимание воров, чёрного рынка и коллекционеров. В этой статье мы расскажем вам о самых громких и дерзких похищениях всемирно известных полотен.
Леонардо да Винчи – “Мона Лиза” 1503-1519
«Портрет госпожи Лизы Джокондо» – картина размером 77х53 см, написанная Леонардом да Винчи во Флоренции, Италия. Возможно именно этот факт сыграл роль в похищении Мона Лизы. Предположительно, на картине изображена жена торговца тканями из Флоренции – Лиза дель Джокондо. На создание сравнительно небольшого полотна автор потратил долгие 16 лет и настолько не хотел с ним расставаться, что так и не отдал его заказчику. Портрет окружён разнообразными мифами и гипотезами: некоторые исследователи предполагают, что моделей при написании картины было несколько, другие настаивают, что портрет написан с неизвестного юноши, а то и с самого Леонардо. Да Винчи забрал картину с собой, когда переехал во Францию и там продал её королю Франциску I. С тех пор судьба полотна была весьма неоднозначной – его то критиковали, то восхваляли, что, несомненно, привлекло к нему внимание не только общественности, но и желающих завладеть им.
21 августа 1911 года Мона Лиза бесследно пропала из стен Лувра. В похищении обвиняли даже Пабло Пикассо и французского поэта Гийома Апполинера. Однако вором оказался мастер по зеркалам Винченцо Перуджиа, трудившийся в Лувре, который просто снял и вынес картину из здания после закрытия музея в конце рабочего дня. Несколько лет шедевр пылился в вещах похитителя, пока он не отправил письмо антиквару Альфредо Джери с предложением купить полотно. Примечательно, что и антиквар, и вор были итальянцами, а Перуджиа, руководствуясь патриотическими побуждениями, решил вернуть картину на историческую родину. Как можно догадаться, ему не удалось до конца провернуть аферу – сегодня Мона Лиза по-прежнему находится в Лувре, скрытая от публики под пуленепробиваемым стеклом.
Микеланджело Меризи да Караваджо – Рождество со св. Франциском и св. Лаврентием 1609
Караваджо был настоящим реформатором европейской живописи: он не идеализировал религиозные фигуры, лишал их излишнего пафоса и нарочитости. Святые на его полотнах они были живыми, осязаемыми, что делало его творчество более демократичным и близким обывательскому глазу. Картину «Рождество со св. Франциском и св. Лаврентием» он написал, находясь в изгнании, в 1609 году для часовни св. Лаврентия в Палермо, Италия. Несмотря на чёткие требования заказчиков, ему удалось внести в традиционный сюжет нечто новое: непривычно обнажённое плечо Девы Марии создаёт образ хрупкой девушки, уставшей и обеспокоенной будущим, а помолодевший подвижный Иосиф и слетевший с небес ангел придают статичной картине жизнь и эмоции. Это полотно было одним из последних творений Караваджо, и потому оно представляет огромную ценность для исследования зрелого творчества художника.
К сожалению, на сегодняшний день картина считается утерянной. В 1969 году при неизвестных обстоятельствах полотно вырезали из рамы в часовне св. Лаврентия. Её дальнейшую судьбу окутывает множество слухов: в народе говорят, что преступление так и не было раскрыто, поскольку кража была делом рук местной мафии. Опрашивая пентито – бывших мафиози, ставших полицейскими информаторами, полиция получила несколько версий того, что могло случиться с картиной, однако ни одна из них не может порадовать ценителей творчества Караваджо. «Рождество» или нелегально находится в частной коллекции, или и вовсе погибло в 1980 году во время сильнейшего землетрясения на юге Италии.
Эдвард Мунк – Крик 1893
Эдвард Мунк – норвежский художник, один из величайших экспрессионистов в истории человечества. Мунк обладал сложным характером, слабым здоровьем и необыкновенным подходом к восприятию мира – все эти факторы сыграли важную роль в его становлении как художника. Большую часть своей жизни он посвятил циклу картин «Фриз жизни», в который входят его самые знаменитые полотна, в том числе и серия «Крик».
Первую картину серии (масло, темпера) Мунк написал в 1893 году, в последующем повторяя её в нескольких вариантах, используя другие техники и материалы. Две из них находятся в Музее Эдварда Мунка. В Национальной галерее Норвегии экспонируется наиболее известная версия картины, написанная маслом. Ещё одна картина, написанная пастелью, находится в частной коллекции Леона Блэка.
Полотна похищали дважды: в 1994 году злоумышленники показали себя настоящими профессионалами своего дела. Менее, чем за минуту, они вынесли картину из Национальной галереи Осло, пока охранники смотрели открытие Зимних Олимпийских Игр. Через пару месяцев «Крик» благополучно вернулся на своё место: похитители поняли, что их требование – выплатить миллион долларов за возврат полотна – выполнено не будет, и просто бросили его в гостинице недалеко от Осло.
Через 10 лет из Музея Эдварда Мунка было похищено две картины – «Крик» и «Мадонна». Известно, что в здании не было надлежащей охраны, а сами полотна не были застрахованы от кражи. До 2006 года шедевры считались утерянными, причастные к их похищению злоумышленники утверждали, что картины сожгли после ареста руководителя преступной группировки. Однако вскоре полотна были найдены, и после тщательной реставрации они вернулись в Музей в 2008 году. Бесспорно, внимание похитителей привлекла не столько ценность шедевра для мировой культуры, сколько его рыночная стоимость – около 120 миллионов долларов.
Рембрандт – Портрет Якоба де Гейна III 1632 г
Рембрандт был ярым поклонником основоположника европейского реализма Микеланджело Меризи де Караваджо. В своих портретах он уделял всё внимание раскрытию внутреннего мира человека, стремился передать душевное состояние моделей. Потому его картины отличаются необыкновенной живостью и реалистичностью. «Урок анатомии доктора Тульпа» одно из величайших его полотен, которое принесло Рембрандту мировую известность. Однако среди сотен знаменитых картин художника внимание воров всегда привлекала далеко не самая лучшая и самая ценная.
«Портрет Якоба де Гейна III» (1632) – покровителя и приятеля Рембрандта – с юмором называют «Рембрандт на вынос». Картину, упомянутую в Книге Рекордов Гиннесса как «наиболее часто похищаемое полотно», только с 1966 года похищали 4 раза. Каждый раз похищение и обнаружение портрета происходило при удивительных обстоятельствах. Картину находили то на скамье кладбища, то на багажнике велосипеда. В третий раз её обнаружили совершенно случайно – в такси, пассажиры которого собирались вывезти полотно заграницу.
Последний раз случился в 1983 году точно по сценарию фильмов о профессиональных похитителях музейных экспонатов: злоумышленник менее, чем за 4 минуты, на канатах спустился в помещение музея через разбитую стеклянную крышу и скрылся, схватив картину. Её нашли через 3 года в камере хранения железнодорожной станции в Германии. Очевидно, что картина является лёгкой добычей для преступников из-за своих малых габаритов – 29,9 × 24,9 см. Сегодня экспонат находится в Далвичской галерее в Лондоне под усиленной охраной.
Указано, что первую картину серии (масло, темпера) Мунк написал в 1983 году, хотя на самом деле в 1893. Тут опечатка, 8-ку и 9-ку перепутали местами. Спасибо за внимание!
Kulinich Victor, вроде 1893 и указан)
В любом случае спасибо за проявленный интерес, всегда лучше перепроверить)