По данным исследовательской компании Counterpoint, глобальный рынок смартфонов переживает не лучшие времена. В сравнении с пиком индустрии в 2017 году число активных брендов на рынке сократилось примерно на две трети.
Согласно отчёту проекта Global Handset Model Sales Tracker, который отслеживает уровень продаж смартфонов в 70 странах, в 2017 году на мировом рынке было представлено более 720 брендов-производителей мобильных устройств разного уровня. Спустя 6 лет их число сократилось до примерно 250. По мнению экспертов Counterpoint, столь существенное сокращение игроков на глобальном рынке смартфонов обусловлено обширным набором факторов. Прежде всего это связано с общим повышением качества продукции на рынке и обусловленным этим, а также рядом социальных и экономических факторов, увеличением цикла замены смартфонов. Кроме того, на фоне глобальной пандемии, к тому же совпавшей с активным переходом технологий на 4G и 5G стандарты, индустрия регулярно испытывала сложности с поставками сырья. И наконец, в последние два года суровый макроэкономический климат затруднил поддержание ценовой дисциплины.
Как следствие, большой процент местных брендов попросту прекратил своё существование, в то время как глобальные компании преимущественно остались нетронутыми происходящим. Большинство «потерпевших» вели свою деятельность в нижних ценовых диапазонах на территории Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. Сильнее всего от нестабильной ситуации в отрасли пострадали региональные бренды, также известные как «локальные короли». Например, даже довольно крупные игроки вроде Micromax в Индии или Symphony в Бангладеше потеряли существенную долю рынка либо вовсе были вынуждены выйти из бизнеса.
По мнению экспертов, помимо внешних экономических и социальных факторов, упадку малых брендов способствовало отсутствие ресурсов для развития собственных технологий и производств. В то время как крупные компании активно инвестируют в сферу R&D, совершенствование производства и наращивание его объёмов, местные бренды зачастую полагаются на концепцию White Label, когда немарочные продукты одной компании используются другой / другими под собственной маркой. Таким образом, компании имеют меньше влияния на параметры продукта и лишаются возможности своевременно реагировать на новые требования рынка. К тому же небольшие компании сильно проигрывает гигантам в маркетинге, не имея средств для более агрессивного продвижения своей продукции.
И наконец, главным образом локальные бренды смартфонов не успевают за растущими требованиями потребителя. В своё время именно «местные короли» в Африке, Азии и Латинской Америке сумели извлечь максимальную выгоду из перехода с 2G на 3G, а затем и на 4G. Однако потребности среднестатистического пользователя продолжили расти, но небольшие бренды уже не могут их удовлетворить: предоставить лучшее качество и дизайн смартфонов, интеграцию мобильных экосистем и пр. Их развитие особенно затруднено на фоне взрывного роста качества и объёма продукции китайских Tier 1 брендов вроде Xiaomi, OPPO, vivo и пр. Эксперты считают, что в дальнейшем подобная тенденция сохранится, и число активных брендов смартфонов продолжит падать, в то время как крупные глобальные бренды будут иметь лучшие условия для преодоления макроэкономических трудностей и адаптации к рынку.