Как и любой другой элемент транспортных средств, автомобильный генератор подвержен износу в процессе эксплуатации. К подобным устройствам неспроста предъявляют высокие требования по надёжности, ведь от них зависит бесперебойная работа бортовой сети автомобиля, соответственно, неисправность генератора также отразится на работе всей системы и может повлечь за собой выведение из строя и других элементов. Потому очень важно обращать внимание на любые признаки, которые могут свидетельствовать о поломке устройства, чтобы своевременно произвести ремонт генератора и не допустить усугубления проблемы.
Устройство генератора

Обсуждение признаков неисправности автомобильного генератора следует начать с рассмотрения общего устройства этого элемента и принципов его работы. Генератор преобразует механическую энергию коленвала ДВС в электрическую, генерируя переменный ток, который впоследствии выпрямляется и становится постоянным пульсирующим, поскольку устройства бортовой сети автомобиля используют именно постоянный ток. Так, классическая конструкция автогенератора переменного тока представлена следующими элементами:
- шкивом – он отвечает за передачу механической энергии от коленвала ко «внутренностям» генератора посредством приводного ремня;
- ротором (якорем) – это стальной вал, несущий на себе обмотку возбуждения, выводы которой выходят на контактные, как правило, медные кольца. Якорь вращается на подшипниках качения;
- статором – это неподвижный элемент генератора, который несёт на себе фазовую обмотку: именно в ней электромагнитное поле, создаваемое обмоткой возбуждения, генерирует переменный ток;
- диодным мостом – это узел из цепочки полупроводниковых диодов, который выпрямляет переменный ток;
- регулятором напряжения (со встроенным или сменным щёточным узлом) – при изменении электрической нагрузки, параметров вращения якоря и пр. этот элемент поддерживает напряжение сети автомобиля в предусмотренном производителем диапазоне. Подпружиненные угольные щётки касаются контактных колец на роторе генератора.

Все элементы, кроме шкива, диодного моста и реле напряжения, располагаются внутри корпуса генератора, который отвечает за крепление генератора на двигателе и его защиту от загрязнений или механических повреждений. На задней крышке располагается посадочное место для диодного моста (как правило, скрываемого собственной крышкой), а также «гнездо» для регулятора напряжения и выводы для подключения устройства к бортовой сети. Поскольку генератор состоит из механических и электрических элементов, соответственно, неисправности могут носить механический или электрический характер.
Причины поломок устройства

К механическим поломкам можно отнести любое проявление износа деталей вследствие длительной или неправильной эксплуатации, коррозии, механических повреждений и низкого качества. Так, генератор не будет полноценно работать при износе щёток или контактных колец, выходе из строя подшипников, дефектах шкива или приводного механизма и т. п. Ключевыми электрическими неисправностями являются замыкание либо обрыв: это актуально для обоих типов обмотки (на роторе и статоре), диодной цепи и реле напряжения.
Симптомы неисправности генератора

Безусловно, при механическом повреждении корпуса или обрыве приводного ремня поломка будет очевидной с первого взгляда. Тем временем «внутренние» проблемы генератора можно выявить по следующим признакам:
- при включении зажигания на приборной панели не загорается контрольная лампа заряда аккумулятора, загорается, но не гаснет при работающем двигателе либо загорается повторно уже в пути – проблема в генераторе или его цепи возбуждения;
- автомобиль не заводится или с трудом заводится. Хотя дело может быть и сугубо в разряженном аккумуляторе, при исправной батарее её недозаряд может говорить о неисправной работе генератора или реле;
- низкое либо нестабильное напряжение бортовой сети, которое падает на этапе изменения частоты оборотов двигателя, сопровождаясь изменениями яркости работы фар, подсветки приборной панели и т. д. – подобные симптомы могут проявляться при неисправности реле, износе щёток или приводного ремня;
- слишком высокое напряжение бортовой сети свидетельствует о поломке регулятора напряжения или цепи выпрямительных диодов;
- посторонний шум при работе генератора:
- свист из-под капота говорит о сильном износе приводного ремня или недостаточном его натяжении;
- скрежет, стук или гудение внутри генератора может сопровождать различные варианты неисправности подшипников, которые рано или поздно могут попросту заклинить;
- если из-под капота раздаётся гул, напоминающий звук троллейбуса, то, вероятно, произошло замыкание или обрыв витков обмоток статора либо пробой диодного моста;
- запах горелых проводов в сочетании с отклонениями напряжения бортовой сети и со «спецэффектами» в виде искр, дыма и сильного разогрева корпуса генератора или его элементов также свидетельствуют об электрической неисправности, а запах резины может говорить о перегреве приводного ремня.

При нетипичном «поведении» бортовой сети никогда не будет лишним проверить генератор и прочие элементы сети на предмет окисления или загрязнения контактов. Если же дело не решается простой механической зачисткой контактов и их обработкой очистителем, вероятно, проблема несколько серьёзней, а значит придётся прибегнуть к ремонту или замене генератора / его компонентов.