8 мая 1898 года завершилось одиночное кругосветное путешествие Джошуа Слокама на яхте «Spray». Канадско-американский мореплаватель стал первым человеком в истории, совершившим одиночное кругосветное путешествие.
Джошуа Слокам родился 20 февраля 1844 года в канадском графстве Новая Шотландия. Его отец был очень строгим и непреклонным, а жизнь среди десяти братьев и сестёр становилась всё более хаотичной и невыносимой. С малых лет Джошуа мечтал о море и связанных с ним приключениях, потому в 14 лет он сбежал из дома и устроился юнгой на рыбацкую шхуну. К 18 годам Слокам выучился на второго помощника капитана, годами он жил морем и вскоре получил должность старшего помощника капитана на судне, перевозившем уголь и зерно между Британскими островами и Сан-Франциско. С 1869 по 1889 под командованием Джошуа ходили 8 судов, на которых он вдоль и поперёк изучил воды Тихого и Атлантического океанов.
Когда Слокам отпраздновал свой 40-летний юбилей, пароходы стали вытеснять парусные суда, из-за чего он был вынужден искать другие способы заработка. В скором времени заболела и умерла его жена Вирджиния Уолкер – единственный человек в жизни Джошуа, который всегда поддерживал его страсть к морю. Так в 50 лет бывший капитан трёхмачтового парусника, бредивший жизнью в открытом море, оказался плотником, который был вынужден работать на суше и с тоской смотреть на морскую гладь. Именно в такой сложный период друг Джошуа предложил ему восстановить старую потрёпанную яхту «Spray», во время работы над которой одинокому и отчаявшемуся моряку пришла в голову откровенно смелая и дерзкая идея.
Со времён Магеллана люди ходили в море ради денег, Слокам же решил пойти необычным путём. Джошуа был не только талантливым мореплавателем, но и амбициозным писателем: прежде ему приходилось публиковать несколько небольших рассказов и работать в одной из газет Сан-Франциско. Работая над восстановлением своей яхты, он решил в одиночку отправиться в кругосветное плавание и написать об этом путешествии целую книгу. Джошуа без конца одолевали сомнения: выдержит ли «Spray» такой непростой вояж? выдержит ли он сам?
В апреле 1895 года, когда Слокам наконец решился отправиться в путь, «Spray» показал себя неожиданно надёжным. В своей книге мореплаватель описывал свои впечатления так: «Современные суда капризные и лёгкие как бабочки, а «Spray» был спокойным и непоколебимым как огромный кит». Длинная килевая линия давала судну устойчивость на курсе, а большая ширина позволяла нести большую парусность в сильный ветер. Слокам хорошо укрепил яхту и переоборудовал её парусное вооружение таким образом, чтобы упростить управление судном в одиночку. Он мог позволить на долгое время оставлять штурвал и идти с закреплённым рулём: проходя на запад по Тихому океану он не прикасался к штурвалу на протяжении 3200 километров.
Одним из самых тяжёлых испытаний для Джошуа стало одиночество. Позже мужчина признавался, что первое время его настолько одолевало одиночество, что его спутанное сознание поселило на яхте образ старого мудрого моряка. Призрак называл себя капитаном судна под названием «Columbus» и всячески успокаивал Слокама в трудные моменты. Однако достаточно быстро острая боль одиночества прошла и наступило чувство полного умиротворения. В своей книге Слокам удивлялся, насколько легко оказалось пересечь эту черту. В какой-то момент одиночество стало другом, потому Джошуа приписывал ему долю собственного успеха: на борту яхты не было никого и ничего, что могло бы отвлечь его от управления.
Сразу Джошуа решил наведаться в родные земли Новой Шотландии, а потом направил «Spray» на юг, прошёл через Магелланов пролив и направился к Австралии. Дальше Слокам преодолел Индийский океан, обошёл мыс Доброй Надежды и взял курс на Северную Америку. Для навигации вместо хронометра Джошуа использовал традиционный метод счисления координат. Он также пробовал ориентироваться по так называемому лунному расстоянию – приёму, который заключается в измерении угла между Луной и другим небесным телом, например, яркой звездой.
Путешествие Джошуа продолжалось немногим более трёх лет: за это время он преодолел 74 тысячи километров. За два месяца до его возвращения домой между США и Испанией разгорелась война, потому пресса не уделила подвигу старого моряка никакого внимания. Лишь после окончания масштабных боевых действий в газетах стали появляться статьи, посвящённые путешествию Слокама. В 1899 году он живо описал собственный опыт и переживания в книге «Один под парусом вокруг света», которая сразу же получила внимание общественности: её переводили на разные языки, молодёжь с огнём в глазах зачитывалась мемуарами Джошуа и мечтала о собственных приключениях. Задумка Слокама осуществилась с гораздо большим успехом, чем он мог ожидать. Он стал весьма узнаваемой персоной в англоязычном мире, его приглашали на торжественные мероприятия вроде ужина в честь Марка Твэна или международной выставки Pan-American Exposition.
К сожалению, последние годы жизни Слокама не были столь блистательными. Из-за проблем с психическим здоровьем он сторонился людей и предпочитал проводить время на борту своей яхты. В 1906 году он попал в тюрьму по обвинению в изнасиловании 12-летней девочки, но был оправдан. Постепенно доходы с продаж книги стали иссякать, Джошуа продал большую часть своего имущества и запланировал новое путешествие в водах Южной Америки, надеясь снова написать успешную книгу.
В ноябре 1909 года Слокам сообщил своим близким, что хочет исследовать Амазонку, Риу-Негру и Ориноко, взял курс на Вест-Индию и пропал. Судьба моряка и его яхты так и осталась неизвестной, в 1910 году в прессе появилось сообщение о его пропаже, а в 1924 его официально признали погибшим. По одной из версий, в условиях плохой видимости его небольшая (немногим больше 11 метров) яхта угодила под пароход, по другой – Джошуа скончался в силу своего преклонного возраста. Некоторые теории связывают исчезновение яхты «Spray» и её капитана с загадкой Бермудского треугольника, так как предполагаемый курс судна пролегал через Бермудские острова.