Недавнее открытие позволяет предположить, что теорему Пифагора можно считать одним из древнейших случаев плагиата. Пифагор Самосский – выдающаяся личность, математик, философ и музыкант, но, как оказалось, вовсе не автор прочно связанной с его именем теоремы о сумме квадратов длин катетов, равной квадрату длины гипотенузы.
Археологи обнаружили комплект месопотамских глиняных табличек YBC 7289, производство которых датируется 1800 -1600 гг. до нашей эры. Они предполагают, что эти артефакты служили учебным пособием для преподавания геометрии за ~1000 лет до рождения Пифагора. На табличках содержатся обозначения, выполненные при помощи шестидесятеричной системы счисления, которая была изобретена шумерами и активно использовалась в древнем Вавилоне. Кроме того, в глине запечатлены различные геометрические фигуры – прямоугольники, квадраты и прямоугольные треугольники с обозначенными на них диагоналями, катетами и гипотенузами. Анализ этих древних учебных пособий позволяет предположить, что вавилонские математики имели представление о взаимоотношении между длиной диагонали квадрата и его сторонами: d=√2. Вероятно, это было одно из первых известных людям иррациональных чисел. Отсюда следует, что они также были знакомы с идеей теоремы Пифагора или, по крайней мере, с её частными случаями.
Почему же спустя века теорема Пифагора оказалась связанной с древнегреческим философом? Вероятно, потому что он сам поспособствовал такому развитию событий. По словам математика и аналитика Брюса Ратнера, который посвятил этой теме своё исследование, хотя Пифагору Самосскому зачастую приписывают славу одного из первых величайших математиков, в действительности о его математических открытиях известно не так уж много. В отличие от своих последователей, он не писал трактатов, потому письменные подтверждения его научных трудов попросту отсутствуют. Внутри его религиозно-философской школы пифагорейцев практиковался коллективизм, под влиянием которого ученики не просто превозносили мудрость своего наставника, но также нередко приписывали ему свои достижения. Как следствие, сегодня попросту невозможно определить, какие из математических открытий могли принадлежать самому Пифагору, а какие – его последователям.
В кругу пифагорейцев информация зачастую передавалась в форме устных предписаний, и, вполне вероятно, сам Пифагор также узнал о теореме, обмениваясь знаниями с путешественниками. Хотя, стоит отдать ему должное – даже отказываясь от ведения трактатов и передавая свои учения лишь «акусмами» (устными лекциями), Пифагору удалось более чем успешно популяризовать знания древних месопотамских математиков.