Первая в мире атомная подводная лодка USS Nautilus

21 января 1954 года на воду спустили первую в мире атомную подводную лодку. В нашей статье мы расскажем Вам об истории создания и дальнейшей судьбе подлодки USS Nautilus (бортовой номер – SSN-571). Появление USS Nautilus стало возможным благодаря достижениям в сфере разработки ядерных силовых установок группы учёных и инженеров отделения реакторов ВМС комиссии по атомной энергии США. Руководителем проекта был адмирал флота Хайман Джордж Риковер, известный как «отец атомного флота».

В июле 1951 года Конгресс США принял решение о строительстве первой атомной подводной лодки. 12 декабря Военно-морское министерство объявило, что лодка станет шестым судном во флоте, получившим название Nautilus. 14 июня 1952 года в присутствии президента Гарри Трумэна заложили киль подлодки на верфи Electric Boat в Гротене, штат Коннектикут.

Строительство USS Nautilus продолжалось 18 месяцев, во время первого спуска атомной лодки на воду 21 января 1954 года бутылку шампанского о борт судна разбивала первая леди – Мейми Эйзенхаруэр. Шампанское символизирует соприкосновение борта с пеной волн моря, потому разбитая бутылка пророчит, что все последующие рейсы будут успешными. И действительно, за 25 лет службы во флоте USS Nautilus не получал критических повреждений и всегда оставался на плаву. Первая атомная подлодка оставалась на вооружении ВМС с 30 сентября 1954 по 3 марта 1980 года.

Первый выход в открытое море состоялся в 11 утра 17 января 1955 года, во главе экипажа из 11 офицеров и 100 матросов стоял коммандер Юджин Вилкинсон. Во время отшвартовки судна первый командующий USS Nautilus приказал отправить в эфир историческое сообщение «Underway On Nuclear Power» – «Идём на атомной энергии». В последующие годы USS Nautilus побил все прежние рекорды по скорости и дальности хода среди подводных лодок. Однореакторная двухвальная силовая установка марки S2W обеспечивала судну с водоизмещением более 4 тысяч тонн мощность в 13800 л. с. Максимальная надводная скорость составляла 20 узлов (37 км/ч), а подводная 23 узла (~43 км/ч). Лодка также была оборудована запасными дизель-генераторами. От привычных на то время дизель-электрических лодок Nautilus отличался не только силовой установкой, но и конструкцией корпуса: в первую очередь отличалось размещение оборудования и помещений для экипажа из-за наличия биологической защиты. Дальность хода ограничивалась только исправностью силовой установки и объёмом запасов для экипажа.

Коммандер Юджин Вилкинсон
Коммандер Юджин Вилкинсон

Были у первой атомной лодки и существенные недостатки, из-за которых USS Nautilus остался единственным в своем роде, однако негативный опыт пригодился при разработке следующих проектов. Во-первых, лодка была слишком тяжёлой, потому некоторое вооружение и оборудование, предусмотренное проектом, так и не попало на борт. Вооружение USS Nautilus состояло из 6 носовых торпедных аппаратов, рассчитанных на 24 торпеды 533 калибра. Далёкими от идеала были также шумовые характеристики, уже на скорости в 4 узла (7,4 км/ч) турбины начинали вибрировать настолько сильно, что мешали работе сонара. Nautilus не только становился «слепым», но и слишком заметным для приборов потенциального противника.

23 июля 1958 года USS Nautilus принял участие в операции «Operation Sunshine». В этот день судно вышло из Перл-Харбора и взяло курс на Северный полюс. 3 августа 1958 года в 23:15 атомная подлодка стала первым судном, которое пересекло точку географического Северного полюса своим ходом в подводном положении – подо льдами. На тот момент на борту находилось 116 человек, а экипажем руководил второй командующий корабля – коммандер Вильям Андерсон.

Коммандер Вильям Андерсон
Коммандер Вильям Андерсон

По возвращении с исторической операции в мае 1959 года судно подлежало первому капитальному ремонту на верфи «Портсмут» в Киттери, штат Мэн. В 1960 году после замены одного из топливных ядер силовой установки USS Nautilus присоединился к Шестому флоту США и стал первой атомной подлодкой, которая вошла в воды Средиземного моря. В последующие 18 лет Nautilus принимал участие во множестве учений и тестовых программ наравне со своими потомками – новыми атомными подлодками. За это время судно побило несколько рекордов по дальности хода. В 1966 году её пробег составил более 300 тысяч миль (482800+ км).

Весной 1979 года первая в мире атомная лодка USS Nautilus вышла в свой последний рейс из Гротена, штат Коннектикут. 26 мая 1979 года она достигла военно-морской базы Mare Island Naval Shipyard в Вальехо, штат Калифорния – это был последний рабочий день в её карьере. На тот момент пробег судна составлял более 500 тысяч миль (804672 км), в марте 1980 года корабль вывели из состава ВМС США, а в мае 1982 года его признали национальным историческим памятником за роль первопроходца в использовании ядерных силовых установок.

11 апреля 1986 года в честь 86 годовщины со дня учреждения подводного флота США USS Nautilus стал частью Музея подводного флота в качестве уникального экспоната, доступного для изучения снаружи и внутри. На борту USS Nautilus хранится первое издание романа Жюля-Верна «Двадцать тысяч льё под водой», которую музей получил от его правнука. Однако своё название первая атомная подлодка получила не от вымышленного судна, а от дизель-электрической подводной лодки USS Nautilus (SS-168) класса «Нарвал», которая прославилась в боях против японцев во время Второй мировой войны.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь