Волшебное зеркало: в Художественном музее Цинциннати обнаружили уникальный артефакт

Среди тысяч невероятных сокровищ коллекции восточноазиатского искусства при Художественном музее Цинциннати маленькое бронзовое зеркало, датируемое XV-XVI вв., не казалось специалистам чем-либо примечательным. Однако этот неприметный артефакт оказался «волшебным» – именно так называют металлические зеркала со скрытым изображением.

Волшебное зеркало: в Цинциннати обнаружили уникальный артефактНебольшое бронзовое зеркало с китайскими иероглифами на тыльной стороне на протяжении многих десятилетий оставалось в хранилищах Художественного музея Цинциннати, как и многие другие снятые с выставки экспонаты. В последний раз оно «выходило в люди» в 2017 году, однако впоследствии его посчитали недостаточно интересным для основной выставки предметов восточноазиатского искусства. Несколько лет назад куратор коллекции искусства Восточной Азии Хо-мэй Сун исследовала тему «волшебных зеркал» – редких древних зеркал, с помощью которых на стену можно проецировать отражения фигур, отчеканенных в виде рельефа, невидимого человеческому глазу. Изучая хранилище музея, она обнаружила объект, очень похожий на артефакты, которые производили в Японии в период Эдо. Впрочем, зеркало музея Цинциннати было гораздо меньше образцов, представленных в музеях Токио, Шанхая и Нью-Йорка. К тому же оно отличалось от других зеркал наличием на тыльной стороне китайского письма, выполненного в сложном стиле. Тем не менее Сун чувствовала, что перед ней ничто иное, как таинственное волшебное зеркало.

Куратор коллекции искусства Восточной Азии Хо-мэй Сун

Весной 2022 года она вновь вернулась в хранилище музея в компании эксперта по консервации исторических артефактов, чтобы проверить свою теорию о природе старинного бронзового изделия. Посветив на зеркало телефонным фонариком, они увидели, как на стене перед зеркалом появились какие-то линии. Изображение было слишком искажённым и неразборчивым, но этого было достаточно, чтобы понять: артефакт перед ними действительно стоит дальнейшего изучения. Позже, экспериментируя с разными источниками направленного света, исследователи наконец рассмотрели в отражении зеркала Амитабху – одну из ключевых фигур в дальневосточных буддистских учениях. На обратной стороне зеркала также содержится надпись 南無阿彌陀佛 – имя Амитабхи. По словам Сун, волшебные зеркала – чрезвычайно редкий образец восточноазиатского искусства. Немногие современные музеи могут похвастаться наличием подобного артефакта в коллекции. Более того, лишь три из них содержат скрытые изображения на буддистскую тематику.

Волшебное зеркало: в Цинциннати обнаружили уникальный артефактДо изобретения стеклянных зеркал люди во всём мире вглядывались в своё отражение в отполированных до зеркального блеска металлических пластинах. Китайское искусство создания «волшебных зеркал» зародилось во времена империи Хань около 2000 лет назад и позже получило широкое распространение в Японии и Корее. Чтобы произвести подобное зеркало, мастера сперва чеканили или отливали изображения, слова или узоры на плоскости бронзовой пластины. Затем они приступали к обработке лицевой стороны. Детали этого этапа по сей день доподлинно неизвестны людям, непричастным к производству бронзовых зеркал. Согласно одной из общепринятых теорий, при полировке лицевой поверхности зеркала в бронзе образуются истончённые участки из-за углублений на обратной стороне пластины. В процессе полировки тонкие части немного прогибаются, потому на них оказывается меньше воздействия, чем на остальную поверхность изделия. По окончании полировки давление на пластину исчезает, и тонкие слои становятся немного выпуклыми. Чтобы замаскировать неровности, зеркало покрывали ртутьсодержащей субстанцией.

Готовое изделие внешне не отличается от обычного металлического зеркала, однако под лучом направленного света невидимые невооружённому взгляду выпуклости воспроизводят отчеканенное или отлитое на обратной стороне изображение. Со времён Древнего Китая местные жители называют такие зеркала «прозрачными» или «светопроницаемыми», хотя в действительности свет не может проникнуть через слой металла. Более того, нередко изображение на тыльной стороне скрывали дополнительной деревянной или металлической пластиной. «Волшебные зеркала» озадачивают учёных и простых наблюдателей уже много веков. Хотя сегодня исследователи имеют неплохое представление об оптике подобных артефактов, эксперты всё ещё не знают, как мастерам удавалось столь тонко и качественно обрабатывать металл тысячи лет назад.

Волшебное зеркало: в Цинциннати обнаружили уникальный артефакт«Волшебное зеркало» из коллекции Художественного музея Цинциннати, предположительно, использовалось в качестве религиозного атрибута в храме или в доме богатой семьи. Сотрудники музея впервые зарегистрировали этот экспонат в 1961 году, однако нельзя исключать, что какое-то время артефакт просто оставался в хранилище неопознанным. Хо-мэй и её коллеги надеются, что когда-то они смогут отследить судьбу уникального зеркала. К слову, с 23 июля оно станет частью постоянной выставки Галереи Восточной Азии, где представлены экспонаты из Китая, Японии и Кореи.

Источник фото: Rob Deslongchamps/Cincinnati Art Museum

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь