Электровоз Flirt H2 на водородных топливных элементах, разработанный компанией Stadler Rail, установил рекорд протяжённости путешествия без дозаправки. За примерно два дня безостановочного движения пассажирский поезд преодолел 2803 километра на одном баке водорода.
В последние годы эксперты активно работают над «очисткой» сферы железнодорожных перевозок, вкладывая огромные суммы в её электрификацию. Одним из важнейших аспектов этих мер является разработка аккумуляторных электровозов вроде FLXDrive, Blues или Flirt Akku. Последний является разработкой швейцарской компании Stadler Rail. К слову, в 2021 году он установил рекорд дистанции хода на едином заряде – 224 км, следуя по маршруту от Берлина до Варнемюнде в морозную зиму: неплохо для поезда с базовым рабочим диапазоном около 80 км. Увы, не все железнодорожные системы пригодны для полноценной электрификации. Как следствие, даже самым продвинутым аккумуляторным электровозам не везде хватит заряда для покрытия дальних дистанций, необходимых для перевозки товаров и пассажиров. В Stadler Rail посчитали, что альтернативой аккумуляторным локомотивам могут стать поезда на водородных топливных элементах.
Так, в 2022 году в рамках выставки InnoTrans в Берлине компания представила пассажирскую модель поезда Flirt H2. По задумке инженеров, такой состав должен стать эффективной и экологичной альтернативой дизельным на неэлектрифицированных или частично электрифицированных участках железной дороги. На начальном этапе этот состав представляет собой два конечных вагона с моторным приводом, получающим энергию от аккумулятора и водородного топливного элемента. Оригинальная модель Flirt H2, разработанная по заказу Транспортного управления округа Сан-Бернардино (SBCTA) в Калифорнии, имела запас хода 460 км и могла развивать скорость до 127 км/ч. Теперь же Stadler Rail установила новый рекорд запаса хода водородного поезда на железнодорожном полигоне ENSCO в Пуэбло, Колорадо.
Вечером 20 марта Flirt H2 отправился в путь на испытательном кольце ENSCO. На протяжении более чем 46 часов инженеры по очереди сменяли друг друга на посту, контролируя движение состава, пока он не исчерпал запас водородного резервуара спустя 2803 км. Представители Книги рекордов Гиннесса признали это достижение рекордным в категории «самая длинная дистанция, которую преодолел поезд на водородных топливных элементах без дозаправки или подзарядки». К сожалению, представители Stadler Rail не раскрыли деталей рекорда, включая среднюю скорость движения, параметры топливных элементов, ёмкость резервуара и источник водорода. Путём несложных вычислений можно установить, что Flirt H2 двигался со скоростью примерно 60 км/ч, что приемлемо для товарных поездов дальнего следования, но никак не для пассажирских составов. По данным Hydrogen Insight, базовая версия состава, созданная для SBCTA, содержит 12 топливных водородных элементов мощностью 100 кВт каждый. Увы, неизвестно, являются ли эти данные актуальными в случае поезда-рекордсмена.
Источник фото: Stadler Rail