DeLorean DMC-12: прошлое автомобиля, который отправился назад в будущее

Кузов из неокрашенной нержавеющей стали, двери типа «крыло чайки» и заднемоторная компоновка – отличительные черты единственной модели компании DeLorean Motor Company. В нашей статье мы расскажем Вам о непростой судьбе легендарного автомобиля DeLorean DMC-12.

Tesla 70-х годов
Джон Делореан
Джон Делореан

В 1973 году самый молодой начальник одного из отделов General Motors Джон Делореан покинул свой пост, чтобы основать свой собственный бизнес – DeLorean Motor Company. Бизнесмен хотел создать особенный спорткар: безопасный, экономичный и надёжный. Стивен Уайн, который сумел возродить компанию в 1990-х годах, называл концепт Делореана «Tesla 70-х годов». В то время автомобильная промышленность находилась в упадке из-за нефтяного кризиса, даже лучшие представители индустрии не могли предложить потребителю ничего интересного. Делореан был отшельником, который решил пойти наперекор стандартам и сделать всё по-своему. Для работы над первой и единственной моделью его компании он заручился поддержкой авторитетных инвесторов и заинтересовал лучших деятелей автоиндустрии.

Разработкой футуристического дизайна занимался Джорджетто Джуджаро из Italdesign, который прежде работал над многочисленными спорткарами Maserati и Alfa Romeo, а также создал облик ряда самых успешных моделей Volkswagen, в частности Volkswagen Golf. Дизайн DeLorean основан на базе концепт-кара «Tapiro», который Джуджаро создавал для Porsche. Итоговая версия автомобиля имела низкий, отполированный до блеска клиновидный кузов, заднемоторную компоновку, более крупные задние колёса и двери типа «крыло чайки».

«Made in Belfast»

К 1976 году Делореан получил полноценный прототип будущего автомобиля. Изначально двигатель спорткара был расположен по центру – как и у самых породистых гоночных автомобилей, а его раму и шасси изготавливали из стекловолокна с помощью инновационной технологии литья. Позже компании пришлось отказаться от композитного шасси в пользу более дешёвой и удобной в производстве альтернативы. Двигатель – 6-цилиндровый V-образный PRV (новая разработка компаний Peugeot, Renault и Volvo) – перенесли в заднюю часть машины: сложность мотора и его обслуживания впоследствии поддавалась нещадной критике экспертов и клиентов.

DeLorean DMC-12: прошлое автомобиля, который отправился назад в будущееКомпания DeLorean Motor Company несколько раз меняла расположение будущей фабрики по производству DeLorean DMC-12. Сразу выбор Делореана пал на Пуэрто-Рико, он даже подписал предварительное соглашение на строительство производственных массивов на месте бывшей базы ВВС США. В последний момент глава компании согласился на предложение Совета по промышленному развитию Северной Ирландии, которое предусматривало размещение фабрики в Данмурри – городе неподалёку от Белфаста – и финансовую поддержку от британского правительства. В этом регионе наблюдался высокий уровень безработицы, потому компания обязалась дать работу двум тысячам людей. На изготовление 550 тысяч автомобилей на заводе площадью 61 тыс. квадратных метров компании получила 120 миллионов долларов.

Слабым местом этой бизнес-модели был длительный период доставки автомобилей через Атлантический океан и не самый выгодный курс валют. Делореан хотел продавать автомобиль за 12 тысяч долларов, именно отсюда появилась цифра 12 в названии DMC-12. Однако после запуска производства в 1981 году стоимость машины поднялась до 25 тысяч долларов (70 тыс. с учётом инфляции), через год цифра выросла до 29 825 долларов, а к 1983 году она составляла уже 34 тысячи долларов. DeLorean DMC-12 сильно уступал конкурентам в цене, например, Chevrolet Corvette тогда стоил около 16 тысяч долларов, однако это было не единственной причиной для недовольства клиентов. За годы деятельности компании было изготовлено 9 тысяч автомобилей, которые приходилось регулярно менять и совершенствовать. Профессиональная компетенция местных рабочих оставляла желать лучшего, многие из них вовсе не имели опыта работы до прихода на завод DeLorean Motor Company. Этим было обусловлено множество проблем с качеством выпускаемой продукции на первых этапах производства. Первые партии DeLorean DMC-12 были собраны довольно неряшливо, что вызвало шквал негативных отзывов.

Менее всего критикам угодил двигатель: почти трёхлитровый V6 производил ничтожные 130 л. с. На разгон до 100 км/ч у автомобиля уходило более 10 секунд – как минимум на три секунды больше, чем у его главных конкурентов Porsche и Chevrolet. Многочисленные жалобы на качество автомобилей привели к созданию Центров обеспечения качества в Калифорнии, Нью-Джерси и Мичигане, но с ними деятельность компании стала ещё более убыточной, так как гарантийной работы оказалось слишком много. Компания едва оставалась на плаву благодаря уникальной внешности DMC-12, которая привлекала энтузиастов, способных за свой счёт довести до ума необычный автомобиль.

В 1983 году Джон Делореан был обвинён в незаконном обороте наркотиков. Позже его полностью оправдали, однако крах компании был неизбежен: банки отказывались давать кредиты на заведомо убыточное производство. Вплоть до 1990-х годов Делореан участвовал во множественных судебных разбирательствах, вследствие чего он был вынужден объявить о собственном банкротстве. На момент закрытия фабрики на складах компании оставалось около 2 тысяч непроданных автомобилей, что составляло примерно 23% общего тиража. Позже их доставили в один из филиалов компании в Огайо и продали по 21 тысяче долларов за единицу.

«Назад в будущее»

В 1981 году Роберт Земекис и Боб Гейл начали работу над сценарием фильма о подростке, который путешествовал во времени в морозильной камере, переоборудованной под машину времени. Опасаясь, что после просмотра фильма дети могут навредить себе, закрываясь в морозилках, сценаристы отказались от этой идеи. Место холодильника в фантастической комедии занял DeLorean DMC-12, и компания незамедлительно принялась за изготовление трёх эксклюзивных автомобилей. Фильм «Назад в будущее», который вышел на большие экраны в 1985 году, увековечил автомобиль в истории кино- и автоиндустрии. Кроме того, картина обеспечила рост вторичного рынка DeLorean DMC-12, который состоял из энтузиастов, желающих воссоздать киноверсию автомобиля. По словам Дока – Эмметта Брауна – машина времени должна быть стильной, а нержавеющая сталь благотворно сказывается на завихрениях потока времени. После окончания съёмок трилогии один из трёх DMC-12, созданных специально для фильма, поместили в калифорнийский музей Universal Studios Hollywood. Позже его тщательно отреставрировали и разместили в Petersen Automotive Museum в Лос-Анджелесе.

В 1995 году техасский механик Стивен Уайн основал независимую компанию DeLorean Motor Company, позже он купил оставшиеся активы и право на использование логотипа торговой марки «DMC». Сегодня компания занимается производством мерчендайзинга с символикой DeLorean и оказывает поддержку владельцам сохранившихся DMC-12 на базе дилерских центров в США и Нидерландах. В 2016 году руководство компании заявило о намерении кратковременно восстановить производство: в их распоряжении сохранилось более 4 миллионов оригинальных деталей, которые так и не были использованы в 1980-х годах. Стивен Уайн уверен, что имеющихся запчастей хватит на небольшую серию в 300 единиц, однако старт производства переносится уже второй год, так как Национальное управление безопасностью движения на трассах – агентство министерства транспорта США – никак не одобрит мелкосерийное производство реплик. Предполагаемая цена реплики составит порядка 90 тысяч долларов.

Стивен Уайн
Стивен Уайн

Тем временем Уайн и его компания задумываются о развитии бренда: в будущем он хочет представить современную версию классического DMC-12 с электродвигателем, а также наладить производство внедорожников. В 1980-х Делореан уже пытался искать новые рынки и клиентов, разрабатывая 4-местный седан DMC-24, внедорожник DMC-44 и даже автобус DMC-80. Хотя компания Делореана так и не смогла расширить линейку, его идеи и концепты выжили и нашли применение в продукции других компаний: на основе нереализованного концепта DMC-24 появился Lamborghini Marco Polo, а технические решения, предложенные для автобуса DMC-80, были взяты на вооружение немецкими инженерами, которые занимаются созданием наземного транспорта для обслуживания аэропортов.

Источник

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь