Чоппер – не просто мотоцикл, а целая культура с многолетней историей. К сожалению, на сегодняшний день в ней появилось слишком много коммерции и разногласий, но как бы там ни было, она все еще жива и достаточно популярна, хоть и не так, как ранее.
Как все начиналось?
Первыми мото-кастомайзерами были американские солдаты, вернувшиеся со Второй Мировой Войны и успевшие оценить европейские мотоциклы. Они выгодно отличались от распространенных в Америке в то время Indian и Harley-Davidson практически во всех отношениях. Начали появляться целые тусовки, неотъемлемой частью которых были мотоциклы, и обычные гаражные умельцы пытались проявить свои таланты как могли. Первым шагом в кастомайзинге были Бобберы. Об этом направлении еще обязательно напишем, ведь в нем тоже есть много интересного. Но если вкратце, то с серийных мотоциклов снимали все, что считали лишним, еще зачастую крылья уменьшали, и все это придавало этим аппаратам более агрессивный вид. Культура переделки стоковых мотоциклов в нечто индивидуальное довольно быстро распространилась по территории штатов. Изменения в мотоциклы вносились самые разные, и появление первого канонического чоппера отследить уже практически невозможно. Стоит отметить, что огромнейшую роль в развитии этого движения сыграл известный фильм Easy Rider, вышедший на экраны в 1969 году.
До войны в США было 3 серьезные компании, занимавшиеся производством мотоциклов: Crocker, Indian и Harley Davidson. На самом деле мотоциклы Crocker были практически во всех отношениях лучше, чем у конкурентов, но после великой депрессии компания просто не смогла удержаться на рынке.
Как известно, великая депрессия закончилась фактически с началом участия США во Второй Мировой Войне, и в то время Indian и Harley Davidson успели набрать довольно выгодных контрактов для армии, а вот Crocker, к сожалению, остался в стороне. К истории это не относится, но не так давно Crocker Hemi Head 1937 года выпуска и Big Tank 1940 года были проданы на аукционе по 302 000 долларов каждый.
Калифорнийский боббер в истории чопперостроения.
Наибольшее количество мотоциклов в 40-х годах было в Калифорнии. Обусловлено это прежде всего климатическими условиями, ведь там круглый год можно на них ездить. Это же повлекло за собой и развитие мотоспорта любительского уровня. Здесь же появились и первые ape hangers – высокие рули.
Обычно участникам соревнований приходилось перемещаться по стране на том же мотоцикле, на котором они принимали участие в гонках, так что о комфорте тоже приходилось всерьез задумываться.
Переднее колесо в процессе эволюции чоппера (калифорнийского боббера) стало тоньше и больше по диаметру, нежели заднее – так управляемость стала значительно выше. И к этому тоже пришли не инженеры именитых компаний, а обычные гаражные мастера.
Чуть позже в Калифорнии был утвержден закон об обязательном наличии на мотоцикле спинки для пассажира. Так пришли к еще одному элементу, носящему название sissy bar. Эта спинка оказалась очень кстати, ведь если ехать без пассажира, то к ней можно привязать довольно таки приличное количество багажа.
Также отчасти получили распространение приподнятые вверх выхлопные трубы с узким продолговатым выходным отверстием. Этот элемент получил название up-sweep fishtail pipes. Здесь дело обстояло не только во внешнем виде, но и в практической части, ведь с такими трубами можно было без проблем закладывать очень крутые повороты, при этом трубы не цеплялись асфальта. Также узкое отверстие трубы не давало полицейским проверить глушитель, а точнее вообще его наличие при обычных дорожных осмотрах.
Также некоторые умельцы переделывали управление переключением передач, что было иногда довольно опасно. Ручка переключения у Harley Davidson находилась слева от бака, у Indian – справа, а с коробкой передач соединялась не напрямую, а через специальный механизм, а сцепление было ножным. Некоторые владельцы мотоциклов переносили эти ручки прямо на коробку передач, этот метод получил название jockey shift.
Но некоторые особо рисковые парни переделывали и сцепление. В оригинале идет схема коромысла: если нажать носком, педаль сцепления фиксировалась, это было удобно для остановки, ну а если нажать пяткой, то сцепление отпускалось и байк приводился в движение, соответственно. Чтоб улучшить динамические характеристики мотоцикла, задняя часть педали удалялась вовсе, а вместо нее ставили возвратный механизм (как правило, обычную пружину, и не более того). Таким образом переключение передач существенно ускорялось, но при остановках нельзя было убирать ногу с педали сцепления, или в обязательном порядке включать на нейтральную передачу. Такая конструкция имела название suicide clutch, или сцепление самоубийц.
Значительную роль в истории чоппера сыграли однопроцентники.
Здесь немного вернемся к началу. В послевоенные годы в США многие молодые ветераны были разочарованы жизнью вокруг, и начали объединяться в сообщества. Многих из них объединяла любовь к мотоциклам, и начали создаваться целые клубы, со своими названиями и знаками отличия. В стране появилась даже мотоциклетная ассоциация – American Motorcycle Association, или просто AMA, а в тренде тогда был как раз Калифорнийский боббер, о котором мы говорили раньше. Ассоциация имела кое-какие возможности, и регулярно устраивала гонки и всяческие соревнования среди любителей мотоциклов, но в 1947 году ситуация вышла из-под контроля. Мотоциклисты захватили целых 2 города в Калифорнии – Риверсайд и Холлистер.
Несколько дней никто не мог остановить банду байкеров, которая пьянствовала и крушила все, что попадалось на пути. Даже полиция не смогла решить эту проблему, так что пришлось задействовать силы нацгвардии. Именно после этого инцидента появилось понятия как outlaw biker.
Мото ассоциация утратила доверие в глазах всей страны, и руководитель на одной из своих речей сказал, что байкеров вне закона не более 1%. Естественно, скоро появились и нашивки “1%”.
Однопроцентников не допускали к гонкам, что очень скоро повлияло и на стиль их мотоциклов, ведь теперь в приоритете стал комфорт и, конечно же, понты) База мотоциклов становилась все длиннее, угол наклона вилки уходил вперед все больше. Мотоциклы становились менее поворотливыми, но в то же время намного более устойчивыми на трассе, и более комфортными в путешествиях. За счет удлинения вилки появлялся также пружинный эффект самой трубы, что существенно смягчало езду. Некоторые избавлялись от гидравлики, делая жесткие вилки, называется такое – rigid fork. Редкость, но все же имело место быть и такое. Какое-то время на чопперах ездили только однопроцентники, но эти аппараты оказались не только крутого вида, но и достаточно практичными, так что они получили распространение по всей стране.
Не обошли стороной мотостроение и любители Hot Rod, что сильно повлияло на техническую сторону мотоциклов. Кто-то оснащал свой байк суперчарджером, кто-то турбиной, а некоторые даже ставили закись азота.
В 80-х годах Harley Davidson начали выпускать мотоциклы довольно близкие по стилю к чопперам, что существенно снизило потребность в кастомизации. Естественно, остальные фирмы не остались в стороне и начали выпускать серийные чопперы, появилось множество тюнинг ателье, и коммерческая сторона круто изменила отношение к этой культуре.
Спасибо за внимание, оставайтесь с нами)