В 2017 году один из крупнейших в мире поставщиков минеральных удобрений Yara объединил свои усилия со специалистами морской технологической компании Kongsberg и верфи Vard, чтобы создать первый в мире автономный электрический контейнеровоз Birkeland. Спустя годы уникальное судно наконец вышло в первый демонстрационный рейс.
Предприятия Yara располагаются в десятках стран мира, однако экологическую трансформацию компании было решено начать с родной Норвегии. По задумке руководства, первый автономный электрический контейнеровоз будет задействован в транспортировке сырья и удобрений между производством в городе Порсгрунн и экспортным портом в Бревике, чтобы свести на нет применение дизельных транспортных средств и тем самым сократить объёмы выбросов оксидов азота и углекислого газа. Согласно расчётам экспертов, в день для перевозки продукции Yara требуется не менее 100 поездок грузовиков: внедрение в эксплуатацию всего одного судна Birkeland заменит около 40 тысяч рейсов в год. По словам главного исполнительного директора Yara Свейна Торе Хольсетера, такая замена уменьшит количество выбросов углекислого газа примерно на 1000 тонн. Кроме того, переход на водный транспорт поспособствует повышению безопасности дорожного движения в регионе.
Работы по сооружению корпуса Birkeland завершились в 2020 году в Румынии. Оттуда корабль отправился на верфь в Браттвоге, где его оборудовали современными системами навигации и управления. 80-метровое судно Birkeland оснащено аккумуляторами общей ёмкостью 6,8 МВт·ч. По официальным данным, электрический контейнеровоз может перевозить до 3200 тонн груза на скорости в 15 узлов (28 км/ч). По окончании испытаний базовых систем корабля его первый рейс с экипажем состоялся в 18 ноября 2021 года. Судно преодолело 70 км от Хортена до Осло. Пока что Birkeland может передвигаться только под контролем людей, однако до входа в коммерческую эксплуатацию в 2022 году ему предстоит пройти установку и тщательное тестирование систем автономного хода, а также получить соответствующий сертификат. Монтаж оборудования для навигации без участия человека будут производить специалисты компании Kongsberg. Путь к полной автономности Birkeland также включает в себя фазу дистанционного управления судном.