Галогенные, ксеноновые и LED-лампы: отличия и преимущества

По мере развития автоиндустрии многие компоненты претерпевают динамичные изменения – и автомобильная светотехника не является исключением. На замену обычным лампам накаливания давно пришли галогенные, ксеноновые и LED-лампы, о ключевых различиях между которыми мы расскажем Вам в нашей статье.

Галогенные, ксеноновые и LED-лампы: отличия и преимущества
Shutterstock

Галогенные фары

Галогенные, ксеноновые и LED-лампы: отличия и преимущества
autonastroy

В основе принципа действия галогенных ламп лежит галогенный цикл, открытый в 1915 году американским химиком Ирвингом Ленгмюром. В ходе исследования взаимодействия различных газов с твёрдыми поверхностями учёный использовал источник света с двумя нитями из вольфрама, помещёнными в среду из паров галогенов. Ленгмюр заметил, что газ препятствует осаждению вольфрама на внутренних стенках колбах, образуя с его атомами устойчивое соединение. По мере приближения к телу накала это соединение распадается, и вольфрам возвращается на спираль, повышая её рабочую температуру. Таким образом, введение галогенов в лампу накаливания продлевает срок её службы, а также позволяет заметно уменьшить габариты лампы при сохранении аналогичной мощности.

konradlew / Getty Images

Коммерческие варианты галогенных ламп, применимых в том числи для автомобильной светотехники, появились в конце 1950-х годов. По мнению экспертов, бесспорным достоинством галогенных ламп является возможность установить их вместо обычных ламп накаливания без каких-либо доработок. Кроме того, специалисты отмечают высокую светоотдачу, небольшие размеры колбы, устойчивость к колебаниям напряжения и доступную стоимость. В то же время одним из ключевых недостатков «галогенок» является ограниченный срок действия – особенно в сравнении с другими более современными вариантами автомобильного освещения. Высокие, близкие к пожароопасным рабочие температуры, а также низкая устойчивость к вибрациям снижают их эксплуатационный ресурс. К тому же многих водителей не устраивает недостаточная яркость и выраженный желтоватый оттенок светового пучка.

Ксеноновые лампы

Галогенные, ксеноновые и LED-лампы: отличия и преимущества
kensun

В отличие от галогенных ламп, ксеноновые не имеют нити накала. Роль источника света в них выполняет столб плазмы – электрическая дуга, образующаяся при ионизации инертного газа и паров ртути внутри разрядной трубки. К сети автомобиля ксеноновые фары подключаются с применением специального блока розжига, поскольку для образования электрической дуги необходимо трансформировать стандартное напряжение автомобильной сети (12 В) в кратковременный высоковольтный импульс. Кроме того, данный элемент постоянно отслеживает состояние дуги и поддерживает её стабильное свечение, поскольку ксеноновые лампы чувствительны к колебаниям напряжения. В сравнении с галогенными фарами, ксеноновые отличаются более высокой мощностью светового потока, увеличенным сроком эксплуатации, обусловленным устойчивостью к внешним воздействиям. Кроме того, по мнению специалистов, такие лампы имеют оптимальный спектр свечения, наиболее близкий по своим характеристикам к естественному освещению.

Getty Images

Благодаря широкому разнообразию вариантов, представленных на рынке с конца 90-х – начала 2000-х годов, вы можете использовать ксеноновые лампы для Субару Форестер, суперкаров нового поколения или дедушкиного Москвича. Главное позаботиться о приобретении и установке правильной оптики и регулировки фар, которые помогут сформировать направленный световой пучок, а также позволят корректировать положение лампы и оптических элементов во избежание ослепления других участников движения. Кроме того, законодательство некоторых стран обязывает владельцев автомобилей устанавливать вместе с ксеноновыми лампами не только системы автоматической регулировки угла наклона фар, но и фароомыватели, поскольку загрязнение поверхности фары может провоцировать искажение световых границ, тем самым ослепляя водителей встречных автомобилей.

LED-лампы

Галогенные, ксеноновые и LED-лампы: отличия и преимущества
AutoMotive Systems

Наиболее современным решением для автомобильной светотехники являются светодиодные лампы, которые стали распространяться на рынке в первом десятилетии XXI века. Изначально их использовали в качестве дополнительных осветительных элементов или основных стоп-сигналов, но сегодня LED-лампы также применяют в габаритных и дневных ходовых огнях, указателях поворотах и в основном головном свете. В основе работы светодиодных ламп лежит явление электролюминесценции, которое наблюдается в веществах-полупроводниках под воздействием электрического поля. Малые размеры диодов позволяют реализовать больше вариантов дизайна как головных фар, так и других элементов автомобильной светотехники. Световая температура светодиодов преимущественно сконцентрирована в холодной части спектра. Такой свет гарантирует высокую контрастность освещённой поверхности, но также может быть утомительным для глаз водителя.

Матричная LED-система / AUDI AG

Коррекция светового потока отдельных светодиодных ламп осуществляется традиционно за счёт регулировки положения источника света и оптических компонентов. Кроме того, на рынке представлены «умные» матричные системы с интеллектуальными модулями, которые могут реагировать на пешеходов, животных и встречные автомобили, автоматически регулируя силу и направление светового потока путём коррекции напряжения отдельных диодов. Среди достоинств LED-фар стоит отметить низкое энергопотребление и долговечность. К слову, в случае матричных систем расположение всех рабочих элементов внутри герметичного блока также улучшает защиту прибора от влаги и вибраций, увеличивая срок его эксплуатации. В то же время такой формат не подразумевает возможности самостоятельной разборки фар, а это в свою очередь усложняет их ремонт и увеличивает его стоимость. К слову, приобретение и установка качественных LED-фар обойдётся несколько дороже галогенных, но всё же дешевле ксеноновых. Впрочем, их относительно высокая стоимость компенсируется надёжностью и возможностью тонкой настройки светового пучка. Главное – оборудовать правильную оптику и охлаждение, которое защитит диоды от выгорания.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь