По мере развития автоиндустрии многие компоненты претерпевают динамичные изменения – и автомобильная светотехника не является исключением. На замену обычным лампам накаливания давно пришли галогенные, ксеноновые и LED-лампы, о ключевых различиях между которыми мы расскажем Вам в нашей статье.
Галогенные фары
В основе принципа действия галогенных ламп лежит галогенный цикл, открытый в 1915 году американским химиком Ирвингом Ленгмюром. В ходе исследования взаимодействия различных газов с твёрдыми поверхностями учёный использовал источник света с двумя нитями из вольфрама, помещёнными в среду из паров галогенов. Ленгмюр заметил, что газ препятствует осаждению вольфрама на внутренних стенках колбах, образуя с его атомами устойчивое соединение. По мере приближения к телу накала это соединение распадается, и вольфрам возвращается на спираль, повышая её рабочую температуру. Таким образом, введение галогенов в лампу накаливания продлевает срок её службы, а также позволяет заметно уменьшить габариты лампы при сохранении аналогичной мощности.
Коммерческие варианты галогенных ламп, применимых в том числи для автомобильной светотехники, появились в конце 1950-х годов. По мнению экспертов, бесспорным достоинством галогенных ламп является возможность установить их вместо обычных ламп накаливания без каких-либо доработок. Кроме того, специалисты отмечают высокую светоотдачу, небольшие размеры колбы, устойчивость к колебаниям напряжения и доступную стоимость. В то же время одним из ключевых недостатков «галогенок» является ограниченный срок действия – особенно в сравнении с другими более современными вариантами автомобильного освещения. Высокие, близкие к пожароопасным рабочие температуры, а также низкая устойчивость к вибрациям снижают их эксплуатационный ресурс. К тому же многих водителей не устраивает недостаточная яркость и выраженный желтоватый оттенок светового пучка.
Ксеноновые лампы
В отличие от галогенных ламп, ксеноновые не имеют нити накала. Роль источника света в них выполняет столб плазмы – электрическая дуга, образующаяся при ионизации инертного газа и паров ртути внутри разрядной трубки. К сети автомобиля ксеноновые фары подключаются с применением специального блока розжига, поскольку для образования электрической дуги необходимо трансформировать стандартное напряжение автомобильной сети (12 В) в кратковременный высоковольтный импульс. Кроме того, данный элемент постоянно отслеживает состояние дуги и поддерживает её стабильное свечение, поскольку ксеноновые лампы чувствительны к колебаниям напряжения. В сравнении с галогенными фарами, ксеноновые отличаются более высокой мощностью светового потока, увеличенным сроком эксплуатации, обусловленным устойчивостью к внешним воздействиям. Кроме того, по мнению специалистов, такие лампы имеют оптимальный спектр свечения, наиболее близкий по своим характеристикам к естественному освещению.
Благодаря широкому разнообразию вариантов, представленных на рынке с конца 90-х – начала 2000-х годов, вы можете использовать ксеноновые лампы для Субару Форестер, суперкаров нового поколения или дедушкиного Москвича. Главное позаботиться о приобретении и установке правильной оптики и регулировки фар, которые помогут сформировать направленный световой пучок, а также позволят корректировать положение лампы и оптических элементов во избежание ослепления других участников движения. Кроме того, законодательство некоторых стран обязывает владельцев автомобилей устанавливать вместе с ксеноновыми лампами не только системы автоматической регулировки угла наклона фар, но и фароомыватели, поскольку загрязнение поверхности фары может провоцировать искажение световых границ, тем самым ослепляя водителей встречных автомобилей.
LED-лампы
Наиболее современным решением для автомобильной светотехники являются светодиодные лампы, которые стали распространяться на рынке в первом десятилетии XXI века. Изначально их использовали в качестве дополнительных осветительных элементов или основных стоп-сигналов, но сегодня LED-лампы также применяют в габаритных и дневных ходовых огнях, указателях поворотах и в основном головном свете. В основе работы светодиодных ламп лежит явление электролюминесценции, которое наблюдается в веществах-полупроводниках под воздействием электрического поля. Малые размеры диодов позволяют реализовать больше вариантов дизайна как головных фар, так и других элементов автомобильной светотехники. Световая температура светодиодов преимущественно сконцентрирована в холодной части спектра. Такой свет гарантирует высокую контрастность освещённой поверхности, но также может быть утомительным для глаз водителя.
Коррекция светового потока отдельных светодиодных ламп осуществляется традиционно за счёт регулировки положения источника света и оптических компонентов. Кроме того, на рынке представлены «умные» матричные системы с интеллектуальными модулями, которые могут реагировать на пешеходов, животных и встречные автомобили, автоматически регулируя силу и направление светового потока путём коррекции напряжения отдельных диодов. Среди достоинств LED-фар стоит отметить низкое энергопотребление и долговечность. К слову, в случае матричных систем расположение всех рабочих элементов внутри герметичного блока также улучшает защиту прибора от влаги и вибраций, увеличивая срок его эксплуатации. В то же время такой формат не подразумевает возможности самостоятельной разборки фар, а это в свою очередь усложняет их ремонт и увеличивает его стоимость. К слову, приобретение и установка качественных LED-фар обойдётся несколько дороже галогенных, но всё же дешевле ксеноновых. Впрочем, их относительно высокая стоимость компенсируется надёжностью и возможностью тонкой настройки светового пучка. Главное – оборудовать правильную оптику и охлаждение, которое защитит диоды от выгорания.