История первого туристического мезоскафа «Огюст Пикар»

После изобретения первых подводных судов погружение на глубину долгое время оставалось привилегией учёных и военных. 27 февраля 1964 года на швейцарской национальной выставке состоялся спуск на воду первого туристического подводного аппарата – мезоскафа «Огюст Пикар», предельная глубина погружения которого составляла 700 метров.

55 лет назад швейцарский океанолог Жак Пикар сконструировал мезоскаф – подводный аппарат, предназначенный для изучения глубин до 1000 метров. Идею создания такого судна предложил его отец, выдающийся учёный Огюст Пикар, изобретатель стратостата и батискафа. Жак Пикар создал достаточно лёгкий аппарат, в котором могли разместить до 40 пассажиров, и назвал его в честь своего отца. За время выставки мезоскаф совершил более тысячи погружений в глубины Женевского озера, а общее количество его пассажиров превысило 33 тысячи человек. Необычный аттракцион оказался не только привлекательным для туристов – одно погружение на глубину около 150 метров стоило 40 швейцарских франков, но и достаточно безопасным и надёжным – за время выставки и дальнейшей эксплуатации мезоскафа не было зарегистрировано ни одного серьёзного происшествия.

Жак Пикар
Огюст Пикар
Огюст Пикар

Цилиндрический корпус мезоскафа обладал отличной остойчивостью благодаря балластным цистернам. Аккумуляторы и двигатель постоянного тока располагались внутри аппарата, а с гребным винтом, размещённым в хвостовой части мезоскафа, они соединялись с помощью набивочной коробки – уплотнителя, предохранявшего систему от проникновения воды внутрь. Мощность двигателя составляла всего 75 л. с., но его расположение позволяло 165-тонному аппарату развивать скорость в 6,3 узла (12 км/ч). Изначально конструктор намеревался использовать горизонтальный гребной винт наподобие вертолётного, чтобы уменьшить количество балласта, необходимого для погружения аппарата, но эту идею реализовать не удалось. В качестве балласта в мезоскафе использовалось 5 тонн железной дроби, которая удерживалась электромагнитами – в случае отказа электрооборудования судно отдавало балласт и экстренно всплывало. Управление мезоскафом происходило с помощью горизонтальных и вертикальных рулей с гидравлическим приводом.

Внутри туристического мезоскафа располагались 40 пассажирских мест, каждый пассажир имел возможность наблюдать за погружением сквозь отдельный иллюминатор
Внутри туристического мезоскафа располагались 40 пассажирских мест, каждый пассажир имел возможность наблюдать за погружением сквозь отдельный иллюминатор

По окончании выставки зашла речь о дальнейшей судьбе мезоскафа «Огюст Пикар». Жак Пикар мечтал о том, чтобы его аппарат внёс свою лепту в изучение величественного течения Гольфстрим, но продажей занимался директорат выставки, потому Пикар не мог самостоятельно определить судьбу своего детища. В 1965 году мезоскаф за 100 тысяч долларов приобрела крупная американская компания, под эгидой которой на судне «Огюст Пикар» проводились исследования котла Мексиканского залива в научных и промышленных целях. Компания активно эксплуатировала мезоскаф «Огюст Пикар» до 1984 года, после чего уникальный аппарат был списан. Долгие 20 лет он кочевал по стоянкам и едва избежал участи металлолома.

В 2002 году мезоскаф «Огюст Пикар» стал экспонатом шестой швейцарской национальной выставки Expo.02 в Муртене. Выставка была разделена на тематические зоны, например, «Я и Вселенная», «Чувство и Движение» или «Власть и Свобода». Плачевное состояние некогда совершенного аппарата определило его место в зоне «Мгновение и Вечность», где мезоскаф стал своеобразным свидетельством скоротечности жизни и непостоянства успеха.

В 2005 году «Огюст Пикар» попал в Музей транспорта Швейцарии, где его в последний раз увидел его создатель Жак Пикар. Жак был рад, что его детище наконец вернулось на родину и вскоре вернёт себе былое величие. К сожалению, процесс реставрации мезоскафа затянулся на несколько лет, и Жаку Пикару не довелось увидеть его преображение. На восстановление судна ушло 28 тысяч часов и 4 миллиона швейцарских франков ($4 013 344).

Жак Пикар в последний раз увидел своё детище - мезоскаф "Огюст Пикар"
Жак Пикар в последний раз увидел своё детище – мезоскаф “Огюст Пикар”

Реставрационные работы завершились в 2014 году: внешний вид мезоскафа «Огюст Пикар» был восстановлен по фото со швейцарской национальной выставки 1964 года. Внутреннее убранство и снаряжение отображает изменения, датируемые 1969 годом, когда мезоскаф из туристического аттракциона переоборудовали в исследовательскую подводную лодку.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь