Исчезновение пионера авиации Амелии Эрхарт при перелёте через Тихий океан – одна из самых трагических тайн в истории. За почти 87 лет её разгадке было посвящено бесчисленное количество экспедиций. Недавно к ним присоединилась ещё одна группа исследователей – команда подводных археологов и экспертов в сфере морской робототехники Deep Sea Vision. Компания из Чарльстона считает, что её экспертам, вероятно, удалось отыскать останки самолёта легендарной женщины-авиатора.
При помощи технологии гидролокации специалисты компании Deep Sea Vision исследовали участок дна Тихого океана и обнаружили аномалию на глубине более 4877 метров, по форме напоминающую небольшой летательный аппарат. Учёные предполагают, что эта аномалии может представлять собой останки Lockheed 10-E Electra, пассажирского самолёта вместимостью 10 человек, за штурвалом которого находилась Амелия Эрхарт во время её последней попытки облететь мир.
Гидролокация использует звуковые волны для картирования морского дна и обнаружения подводных объектов. В поисках следов знаменитой пилотессы Deep Sea Vision отсканировали более 13 468 квадратных километров морского дна при помощи совершенного автономного необитаемого подводного аппарата под названием Hugin 6000. Экспедиция стартовала в начале сентября 2023 года и завершилась в декабре. Основная доля наблюдений производилась примерно в 160 км от острова Хауленд. Именно на нём по распоряжению президента Рузвельта была построена взлётно-посадочная полоса. Окружённый коралловым рифом остров должен был стать одним из перевалочных пунктов Амелии Эрхарт и её навигатора Фреда Нунана на пути через Тихий океан. Увы, авиаторы так и не достигли острова, и по итогам 16-дневной интенсивной поисковой операции американское правительство объявило их пропавшими без вести.
Команда Deep Sea Vision рассчитывает вернуться на место загадочной аномалии в ходе новой экспедиции, чтобы наконец подтвердить или опровергнуть свои предположения при помощи телеуправляемого подводного аппарата с камерой и прожектором на борту. Такой инструмент позволит учёным не гадать о природе аномалии, а наверняка узнать, что привело к её формированию. Так, эксперты не исключают, что они попросту столкнулись с помехами в данных сонара. К тому же аномалия может иметь геологическое происхождение либо и вовсе быть совершенно иным летательным аппаратом.
В частности, в годы Второй мировой войны воды Тихого океана стали последним пристанищем для множества самолётов. Имеющихся данных недостаточно, чтобы точно идентифицировать модель, однако некоторые сторонние эксперты, ознакомившись с представленными Deep Sea Vision данными, утверждают, что аномалия не имеет признаков, свойственных самолёту Амелии Эрхарт Lockheed 10-E Electra, вроде двухдвигательной компоновки. Чтобы наверняка проверить свою гипотезу, представители компании надеются поднять на поверхность источник аномалии или хотя бы его часть. В условиях низких температур и низкого содержания кислорода в воде на глубине более 4 километров машина должна была неплохо сохраниться, что существенно упростит её идентификацию на поверхности.
Предполагаемая находка Deep Sea Vision вторит наиболее популярной теории американского правительства и Смитсоновского института, согласно которой, судя по последним радиокоммуникациям Амелии, она двигалась в направлении острова Хауленд и постепенно к нему приближалась. Считается, что Эрхарт и Нунан потерпели крушение из-за того на борту Lockheed 10-E Electra закончилось топливо.