В фотоиндустрии случился очередной скандал, связанный с использованием искусственного интеллекта. ИИ-изображение «The Electrician» немецкого художника Бориса Эльдагзена взяло первый приз в креативной категории открытого фотоконкурса Sony World Photography Awards.
«The Electrician» – это ИИ-изображение, которое является частью серии «PSEUDOMNESIA: Fake Memories». По словам Бориса, в рамках этого проекта он использовал генеративную нейросеть, чтобы на основе словесного описания получить серию изображений, имитирующих стиль фотографий, типичный для 1940-х годов. Для создания каждой ложной фотографии, запечатлевшей «обманчивые воспоминания несуществующего прошлого» Эльдагзен от 20 до 40 раз редактировал текстовые запросы, сочетая многочисленные техники. В своём блоге Борис пояснил, что ему, безусловно, пригодился собственный многолетний опыт в фотоискусстве, однако в данном процессе он выступил скорее режиссёром действа, а не художником. Хотя ИИ-изображение «The Electrician» и другие работы серии вдохновлены ремеслом фотографии, они не являются реальными фотоснимками.
Эльдагзен подал своё ИИ-изображение на участие в Sony World Photography Awards, чтобы проверить, насколько организаторы подобных мероприятий готовы к развитию нейросетей и их участию в конкурсах наравне с реальными фотографиями. По словам Бориса, при подаче заявки он открыто указал источник происхождения своей работы, однако, очевидно, по какой-то причине судьи не учли этот момент при голосовании. В итоге художник публично отказался от своей награды, повторив свой главный посыл: сгенерированные ИИ изображения не должны соревноваться с реальными фотографиями в одних категориях. Это продукты разных миров, а значит для выбора самых впечатляющих из них нужны раздельные категории, особенно когда речь идёт о столь престижных конкурсах, как Sony World Photography Awards.
Вскоре после объявления Эльдагзена ИИ-изображение «The Electrician» пропало с сайта конкурса и выставки, однако организаторы Sony World Photography Awards никак не прокомментировали происходящее. По мнению Бориса, им следовало бы признать, что случилось недоразумение, и стимулировать организацию отдельных конкурсов или категорий, которые могли бы выделять лучшие ИИ-работы среди подобных им заявок, а не на фоне реальных фотографий. ИИ-искусство уверенно рвётся в нашу культуру и ищет сравнения с традиционными медиа, потому важно публично обсуждать эту тему, а не игнорировать её.