Prinzessin Victoria Luise: первое круизное судно

Президент судоходной компании HAPAG Альберт Баллин всегда знал, что будущее его предприятия не должно было ограничиваться грузовыми перевозками. Немецкий предприниматель увидел перспективу в реализации групповых туристических рейсов и распорядился построить первое судно, предназначенное исключительно для круизов – Prinzessin Victoria Luise.

Prinzessin Victoria Luise: первое круизное судно
National Library of Poland

Альберт Баллин родился в Гамбурге, в семье датского иммигранта с еврейскими корнями, который управлял собственным иммиграционным агентством для желающих уехать за океан. В 1874 году в возрасте 17 лет ему пришлось продолжить дело умершего отца: через несколько лет Альберт единолично возглавил фирму и со временем превратил её в небольшую, но независимую судоходную компанию. Приличные доходы позволили Баллину стать частью немецкой элиты, несмотря на набирающую обороты враждебность к евреям. Таким образом об успехах молодого предпринимателя узнали в Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft (HAPAG) – крупнейшей судоходной компании того времени. В 1886 году Баллин стал сотрудником HAPAG, а в 1899 году взошёл на пост генерального директора компании.

Альберт Баллин / Christian Wilhelm Allers in Backschisch

За более чем 10 лет в составе HAPAG Альберт рассмотрел стремительно растущий интерес общества к развлекательным пассажирским перевозкам. Реализацию туристических рейсов он предложил начать с переоборудования грузовых судов в некое подобие круизных лайнеров. Поначалу вышестоящее руководство отметало эту идею, считая, что «уважающий себя немец отправится в путь при необходимости, но никто не согласится подвергнуть себя опасностям и неудобствам длительных путешествий ради развлечения».

Augusta Victoria / Library of Congress

Впрочем, Альберт дал руководству понять, что, помимо удовлетворения интереса публики к морским путешествиям, запуск круизов поможет компенсировать потери от простоя судов в зимнее время, когда спрос на грузоперевозки падал. Чтобы выжать максимум из габаритных судов компании, предприниматель решил организовать круизы в порты Карибского моря. В 1891 году Баллин взялся за дело, начав с перепрофилирования судна Augusta Victoria. Однако вскоре он понял, что бывшее грузовое судно – не лучший вариант для досуга состоятельных туристов. Никакие переделки не могли избавить пассажиров от необходимости лицезреть элементы машинного оборудования, обходиться ограниченным пространством палубы и малыми удобствами. Кроме того, сам корабль был слишком большим для небольших портов, действующих рядом с туристическими достопримечательностями. К тому же богатых пассажиров мало интересовали зрелища и развлечения, когда спать приходилось в спартанских, по крайней мере, на их взгляд, условиях.

Prinzessin Victoria Luise: первое круизное судно
Ballins Dampfer Welt

Оказавшись на посту генерального директора, Баллин обратился к кораблестроительной компании Blohm & Voss, чтобы построить идеальное круизное судно. Так появился 4419-тонный корабль Prinzessin Victoria Luise, названный в честь единственной дочери императора Германии Вильгельма II Виктории Луизы Прусской, с двухвинтовыми двигателями, позволяющими ему идти со скоростью 16 узлов (28 км/ч). Белое судно с двумя жёлтыми дымовыми трубами получило две мачты, закруглённую корму и богато украшенный форштевень. Его гальюн украшала резная фигура в виде принцессы. Издания того времени описывали Prinzessin Victoria Luise как корабль невиданного высококлассного комфорта, предназначенный для достойного отдыха на воде.

Виктория Луиза, принцесса Прусская / Wikimedia Commons
Prinzessin Victoria Luise: первое круизное судно
Hapag-Lloyd AG
Detroit Publishing Company

Внутреннее обустройство судна не уступало его внешнему виду. На борту Prinzessin Victoria Luise имелось несколько просторных залов, библиотека, комната для курения, бальный зал, просторные променады с навесами от солнца, собственная галерея и тёмная комната для проявки фотографий. Кроме того, в распоряжении пассажиров были 120 комфортных кают с элегантной европейской мебелью и двойными иллюминаторами. Сам Баллин распорядился, чтобы стиль и сервис судна соответствовали уровню лучших отелей Европы. Более того, на променадах и в столовой пассажиров развлекали музыканты: в некоторых портах на борт приглашали местных исполнителей для ощущения экзотики новых мест.

Prinzessin Victoria Luise: первое круизное судно
Scientific American / Wikimedia Commons
Интерьер кают / Detroit Publishing Co.
Променад на палубе / Detroit Publishing Co.

Первый круиз Prinzessin Victoria Luise начался 29 июня 1900 года и продолжался 35 дней. Пассажиры имели возможность посетить порты Вест-Индии и Венесуэлы. В дальнейшем в зимнее время судно ходило по тому же маршруту, а летом отправлялось к Норвегии и Балтике. К слову, в месте каждой остановки корабля пассажиров ожидала тщательно спланированная экскурсия. Баллин потребовал, чтобы в инженерных журналах и средствах массовой информации судно идентифицировали как «круизную яхту», чтобы привлечь богачей, которые уже имели собственную яхту, но хотели чего-то большего. Кроме того, Prinzessin Victoria Luise сделала роскошный досуг на воде возможным для тех, кто не имел средств для строительства и содержания личного судна, но желал путешествовать на уровне королей и императоров. К слову, на борту первой круизной яхты не было предусмотрено мест для отдыхающих с разным уровнем доходов: все каюты относились к первому классу.

Prinzessin Victoria Luise: первое круизное судно
Круизная яхта в Нью-Йорке, 1901 год / Wikimedia Commons

Отдельного упоминания достойна кухня Prinzessin Victoria Luise. Питание пассажиров круизной яхты было разнообразным и обильным, несмотря на все сложности реализации высокой кухни на борту корабля. Меню было представлено множеством блюд с мясом, птицей, свежими овощами, фруктами и ягодами. К примеру, 12 февраля 1906 года день рождения Авраама Линкольна пассажиры отмечали роскошным жареным палтусом в русском соусе и страсбургским гусем в конфитюре под аккомпанемент марша «The Stars and Stripes Forever» Джона Филипа Суза.

Pablo Edronkin

Увы, высокая кухня и изысканные развлечения не заменят искусства мореплавания, потому жизнь прекрасной яхты Prinzessin Victoria Luise была недолгой. Во время карибского круиза в декабре 1906 года судно разбилось о подводный горный хребет у берегов Ямайки. Пытаясь войти в бухту поздно вечером, капитан Брунсвиг неправильно идентифицировал точки навигации – маяк Палм-Поинт он принял за нужный ему Порт-Роял и направил судно к берегу на скорости 14 узлов. Возможно, исход не был бы столь плачевным, однако ситуацию усугубила недавняя вулканическая активность, которая изменила морское дно. Хотя во время крушения никто не пострадал, и всех пассажиров доставили на берег уже к утру, по окончании эвакуации Брунсвиг отправился в свою каюту и застрелился. Один из руководителей HAPAG сказал, что, вероятно, происшествие сломило гордость капитана, и он счёл смерть единственным верным способом смыть свой позор. В то же время коллеги отзывались о нём с уважением и считали одним из самых лучших и надёжных сотрудников компании.

Meteor / HAPAG

К сожалению, яхта Prinzessin Victoria Luise разделила судьбу своего капитана. Волны Карибского моря безжалостно разбивали судно, которое бросили на произвол судьбы. Узнав о гибели корабля, Баллин обратился в компанию Blohm & Voss, чтобы построить достойную замену, получившую название Meteor. Впрочем, за гибелью первой в мире круизной яхты последовало крушение Титаника (1912) и Лузитании (1915), а также мировые войны и экономический кризис, потому интерес к круизам надолго угас и возродился лишь после Второй мировой войны.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь