Ангары самых разнообразных форм и конструкций стали настоящим спасением для многих промышленных, хозяйственных, торговых и логистических отраслей. Пожалуй, самые впечатляющие по масштабам сооружения, как правило, предназначены для сборки, хранения и технического обслуживания летательных аппаратов. В нашей статье мы расскажем вам о самых больших ангарах и эллингах в мире. Стоит отметить, что строительство ангаров – это чрезвычайно ответственная задача, и, каким бы ни было назначение сооружения, для его проектирования и возведения в соответствии с актуальными требованиями индустрии и с учётом особенностей среды следует обращаться к проверенным специалистам. К примеру, компания Оскар Металл давно зарекомендовала себя на рынке как надёжный производитель и поставщик быстровозводимых сооружений, в том числе и каркасных арочных ангаров.
8. Ангар-7: 6674 м2
Зачастую ангары имеют достаточно однообразную и безликую архитектуру, достоинства которой ограничены выполнением основного функционала – хранения техники. Ангар-7 выделяется среди других неожиданным для столь массивного сооружения изяществом. Он представляет собой конструкцию из 1200 тонн стали и 380 тонн стекла, которая служит не просто ангаром, но выставочным павильоном для серии исторических самолётов компании Flying Bulls и коллекции болидов F1. Кроме того, на базе ангара действует ресторан «Ikarus», удостоенный двумя звёздами «Мишлен». Ангар-7 был построен в Зальцбурге, Австрия, на территории местного аэропорта в 1990-х годах основателем компании «Red Bull» Дитрихом Матешицем.
7. Spruce Goose Dome: 6968 м2
Одной из изюминок калифорнийского города Лонг-Бич является знаменитый Spruce Goose Dome – куполообразное сооружение, которое, как можно догадаться по его названию, служило домом для самой большой деревянной летающей лодки Hughes H-4 Hercules, известной по прозвищу Spruce Goose. Свою прямую функцию купол выполнял всего 10 лет: с 1982 по 1992 гг., когда его единственного постояльца переместили в Авиационный музей в Мак-миннвилле. Впрочем, как и другие массивные ангары, Spruce Goose Dome является универсальным помещением, потому за последние 30 лет купол послужил и площадкой для крупных общественных мероприятий, и ледовой ареной, а в последние годы он превратился в терминал для компании Carnival Cruise Line.
6. Lockheed Air Terminal: 15175 м2
На территории современного аэропорта Hollywood Burbank Airport в Калифорнии с 1940 по 1967 гг. действовал аэродром Lockheed Air Terminal. Его массивный ангар использовался для производства и хранения военных летательных аппаратов. Несмотря на масштабы строения, в годы Второй мировой войны его удавалось успешно маскировать от угрозы бомбардировок со стороны японских ВВС при помощи сложной системы камуфляжа, которая состояла из сетей и конструкций из картона или древесины. Таким образом, с воздуха огромный массив завода и аэродрома выглядел как обычный пригородный район с полями, деревьями и домами.
5. Ангар-B: 29450 м2
В 1942 году ВМС США начали строить деревянные ангары для хранения мягких дирижаблей класса K, которые применялись для противолодочного патруля. Два из них расположились на территории Аэродрома ВМС в Тилламуке, штат Орегон. Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки строительных работ, Ангары A и B выстояли не только во время Второй мировой войны, но и спустя десятилетия. Каждый из них вмещал в себя по 8 дирижаблей класса K (77 x 24 метра). К сожалению, в 1992 году Ангар-A был уничтожен в пожаре, а его «брат-близнец» сохранился до наших дней в рамках Авиационного музея Тилламука. По сей день он носит звание самого масштабного деревянного сооружения.
4. Ангар One: 32420 м2
В 1933 году в области залива Сан-Франциско был введён в эксплуатацию ангар, который впоследствии стал одной из самых удивительных достопримечательностей Кремниевой долины. В отличие от Ангара-B, который вмещал в себя сразу несколько дирижаблей, Ангар One был рассчитан всего на одно воздушное судно, но какое – USS Macon (ZRS-5)! Этот воздушный корабль-авианосец являлся одним из самых больших дирижаблей в истории: он мог нести до пяти бипланов F9C. Увы, USS Macon прослужил всего пару лет, а Ангар One вошёл в Национальный реестр исторических мест США и заполучил собственный аккаунт в Twitter. Сегодня он является частью Исследовательского центра Эймса NASA и находится в аренде компании Google, которая планирует произвести масштабную реконструкцию сооружения и использовать его для хранения фирменных самолётов и тестирования роботов.
3. Goodyear Airdock: 34000 м2
С 1929 года Goodyear Airdock находится неподалёку от города Акрон, штат Огайо. Его история также связана с дирижаблями-авианосцами, ведь в его стенах происходила сборка как USS Macon, так и его предшественника USS Akron (ZRS-4). Ангары Goodyear Airdock и Ангар One имеют схожую конструкцию, а их форму нередко описывают как «половинка кокона тутового шелкопряда». Это здание настолько огромно, что внутри него формируется собственный микроклимат. Например, при перепадах температуры в ангаре образуются туманы и даже облака. Чтобы компенсировать расширение и сжатие стен при температурных колебаниях, вся конструкция остаётся подвижной благодаря системе роликов. Строительство последнего дирижабля в стенах Goodyear Airdock завершилось в 1960 году, и с тех пор ангар несколько раз менял как хозяев, так и своё предназначение. В 1996 году сооружение приобрела компания Lockheed Martin, которая тестирует в нём собственные летательные аппараты и сдаёт его в аренду для сторонних испытаний. Например, Акронский университет и компания LTA Research and Exploration использует площадь ангара для разработки электрических самолётов.
2. Ангар-375 (Big Texas): 55742 м2
Один из немногих используемых по своему прямому назначению ангаров-гигантов в нашем списке – это Ангар-375, известный по прозвищу «Big Texas». Он располагается на территории базы ВВС США Келли в Сан-Антонио, штат Техас. Данное сооружение было построено в феврале 1956 года и, поскольку оно до сих пор эксплуатируется военными, известно о нём немного. Согласно Книге рекордов Гиннеса, в его конструкции весом 608 тонн предусмотрены 4 огромные раздвижные двери размером 76 x 18,3 метра.
1. Aerium: 79107 м2
Лидером рейтинга является ангар Aerium, расположенный на территории бывшего военного аэродрома Бранд в Германии. В 1990-х годах земли аэродрома перешли в распоряжение немецких властей, и вскоре их выкупила компания Cargolifter AG, которая планировала строить здесь дирижабли. Специально для спроектированного ею воздушного судна CL160 в 2000 году компания построила гигантский эллинг. К сожалению, Cargolifter AG так и не удалось реализовать задумку, а спустя полтора года компания обанкротилась и прекратила своё существование. В 2003 году гигантский ангар приобрела малазийская компания Tanjong и оборудовала внутри самый большой крытый аквапарк в мире – Tropical Islands. За день его могут посетить до 8200 человек. Он вмещает десятки аттракционов, копии традиционных зданий из Таиланда, Борнео, Самоа и Бали, а также целый тропический лес с 50000 растениями. С 2018 года владельцем парка стала испанская компания Parques Reunidos.
Отдельного упоминания достойна фабрика Boeing Everett, площадь которой составляет 399480 м2. Хотя технически она является производственным помещением, а не ангаром, внутри неё всё же хранятся летательные аппараты – «новорождённые» самолёты компании Boeing. Официально она признана самым большим отдельно стоящим сооружением.