В сравнении с мужчинами, женщины на 17% чаще погибают в ДТП и на 73% чаще получают серьёзные травмы при лобовом столкновении автомобилей. Тем не менее, несмотря на подобную статистику, законодательство не требует от автопроизводителей дополнительных модификаций транспортных средств с учётом особенностей женской анатомии, и в краш-тестах зачастую используют только манекены, смоделированные по примеру среднестатистического мужчины. Чтобы восстановить справедливость и повысить безопасность женщин в автомобилях, команда шведских биомехаников и инженеров разработала Eva – первый манекен-женщину для автомобильных краш-тестов.
Ни для кого не секрет, что биомеханика женского тела во многом отличается от мужского. С точки зрения автомобильной безопасности эти отличия имеют несколько проявлений, в том числе во взаимодействии ремня безопасности с мышцами и скелетными структурами грудной клетки. Как правило, среднестатистическая женщина меньше ростом и легче среднестатистического мужчины. Кроме того, особенности строения таза, бёдер и грудной клетки, крепления и силы мышц также влияют на исход автомобильных происшествий. К примеру, женщины втрое больше подвержены хлыстовой травме шеи при сильном торможении или ДТП, в котором в автомобиль сзади въезжает другое транспортное средство.
Для сертификации безопасности автомобилей законы разных стран мира не требуют от производителей специфических тестов, учитывающих особенности женской анатомии. Однако некоторые компании и специалисты Национального управления безопасностью движения на трассах (США) используют для оценки последствий различных сценариев ДТП на теле женщины при помощи уменьшенной версии манекена-мужчины. Его рост 4 фута 11 дюймов (менее 150 см), а вес – менее 50 кг. Подобные характеристики манекена соответствуют параметрам девочки-подростка 12-13 лет и отображают рост и вес лишь 5% женского населения.
По словам Кристофера О’Коннора, CEO компании Humanetics, которая занимается производством манекенов для краш-тестов, за последние десятилетия безопасность автомобилей многократно улучшилась. Однако, хотя женщины добились равенства в праве приобретения и вождения автомобиля, старомодные стандарты безопасности до сих пор этого не учитывают. Эксперты считают, что автопроизводители обязаны тестировать свою продукцию с учётом анатомических различий полов, чтобы производить более подходящие ремни и подушки безопасности. Кроме того, было бы прекрасно, если бы люди разного роста и веса имели возможность более тонко адаптировать внутреннее пространство автомобиля под свои потребности как на месте водителя, так и на месте пассажира. Хотя Линдер и её команда успешно разработали и протестировали эффективность манекена Eva, заставить автопроизводителей использовать подобные устройства в рамках официальных краш-тестов могут только соответствующие изменения в законодательстве на глобальном уровне.