«City»: самая масштабная скульптура Майкла Хейзера

2 сентября в Неваде состоится открытие масштабного проекта современного искусства «City», заложенного его создателем – лэнд-арт художником Майклом Хейзером в 1970 году. Для резидентов округов Линкольн, Най и Уайт-Пайн вход будет бесплатным, а для остальных посетитетелей стоимость билета составит $100-150. В первый год скульптуру сможет посетить лишь ограниченное количество людей (до 6 человек в день) по предварительной регистрации.

«City»: самая масштабная скульптура Майкла Хейзера
Michael Heizer

Роберт Хейзер был археологом, посвятившим свою карьеру изучению архитектуры древних цивилизаций. Его сын Майкл унаследовал необъяснимую тягу и восхищение перед гигантскими каменными глыбами и стал применять эту страсть в своей художественной практике. Он был одним из первых представителей современного искусства, который принялся творить за пределами галерей и художественных мастерских. В конце 1960-70-х гг. Хейзер пришёл к масштабам лэнд-арт искусства, в рамках которого в качестве его холстов и кистей выступали тонны пустынных горных пород. Наиболее знаковым для карьеры Майкла стал проект «City», который называют крупнейшим предметом современного искусства, поскольку он охватывает площадь 2,4 x 0,8 км, повторяя масштабы индейских курганов, мезоамериканских метрополисов и египетских храмовых комплексов.

Michael Heizer
«City»: самая масштабная скульптура Майкла Хейзера
u/jhb42

В 1970 году Хейзер начал воплощение проекта «City» с поиска и приобретения участка земли неподалёку от ущелья Гарден Вэлли в пределах исконных земель индейских племён южные пайюты и западные шошоты в провинции Бассейнов и Хребтов в ~260 км к северу от Лас-Вегаса. К слову, все годы работы над проектом Майкл жил на ранчо неподалёку от своего детища, стараясь не афишировать точное место своего пребывания. По мере завершения отдельных комплексов «City» он докупал новые земли. Для сооружения скульптуры, отдельные элементы которой достигают 24 метров в высоту, Хейзер использовал местную почву, камни, песок и бетон. По задумке художника, вдохновлявшегося древней архитектурой Юкатана, данный проект должен был гармонично совместить в себе отклик старинных монументов и современного минимализма и индустриализма.

«City»: самая масштабная скульптура Майкла Хейзера
John Weber
Michael Heizer

Изначально Майкл финансировал воплощение проекта собственными силами, однако позже им заинтересовались многочисленные фонды вроде Dia Art Foundation и Lannan Foundation. Сегодня официальным владельцем и администратором «City» является фонд Triple Aught Foundation, в совет директоров которого входят представители нескольких художественных организаций, в том числе и Хейзер. Согласно некоторым источникам, стоимость проекта, на сооружение которого ушло более 50 лет, составляет около 40 миллионов долларов. По словам директора Музея искусств округа Лос-Анджелес Майкла Гована, который также входит в совет директоров Triple Aught Foundation, раньше он сравнивал проект Хейзера с монументами древних цивилизаций, однако теперь он считает «City» самодостаточным предметом искусства, который воплощает стремление людей к строительству и организации пространства, а также отражает субъективность опыта старых и новых человеческих цивилизаций.

Директор Музея искусств округа Лос-Анджелес Майкл Гован и Майкл Хейзер / Jesse Dittmar for The Washington Post

Путь проекта «City» не был простым, начиная с необходимости использования тяжёлой техники при сооружении скульптуры и заканчивая вмешательством внешних факторов. С 1970-х годов земли вокруг комплекса были лакомым кусочком для ряда крупных государственных проектов, включая программы по транспортировке экспериментальных межконтинентальных ракет и захоронению радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. На протяжении десятилетий многочисленные организации боролись за защиту провинции Бассейнов и Хребтов от эксплуатации в военных и промышленных целях. И наконец, в 2015 году проект «City» и прилегающие территории стали частью масштабной природоохранной зоны «Национальный памятник провинции Бассейнов и Хребтов». Вспоминая историю противостояния с индустриализацией региона, Хейзер считает, что теперь его детище просто обязано сохраниться в истории, как это сделали монументальные сооружения древних цивилизаций.

When they come out here to f**k my «City» sculpture up, they’ll realize it takes more energy to wreck it than it’s worth.

– Michael Heizer

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь