Немецкая компания Bosch анонсировала создание инновационной системы внутреннего контроля для автомобилей, которая регистрирует состояние водителя, пассажиров и салона и предупреждает аварийные ситуации, спровоцированные усталостью или отвлечением водителя. Наглядная демонстрация эффективности технологии состоится в рамках Международной выставки потребительской электроники CES 2020.
Согласно статистике ВОЗ, приведённой в отчёте о положении дел в области безопасности дорожного движения, во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают более миллиона людей. Отвлечение внимания водителя на телефон, курение, музыку, еду и др. стало причиной примерно 30% аварий. По расчётам экспертов, использование смартфона в дороге, например, для отслеживания маршрута движения, увеличивает риск ДТП в 4 раза, а для написания сообщения во все 23 раза. При этом расположение телефона в руках водителя или в специальной подставке практически не оказало влияния на статистику. В 20% ДТП решающим фактором стала усталость и сонливость водителя. Эта проблема стоит особенно остро для людей, профессия которых связана с длительным пребыванием за рулём. На скорости в 50 км/ч человеку достаточно прикрыть глаза или отвлечься на телефон всего на 3 секунды, чтобы автомобиль преодолел около 42 метров без должного контроля со стороны водителя.
Bosch уже много лет занимается производством систем безопасности и помощи водителю. На CES 2020 в Лас-Вегасе представители компании продемонстрируют множество примеров применения искусственного интеллекта для обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, Bosch представит систему внутреннего контроля, которая использует различные камеры и сенсоры для анализа ситуации в салоне. Согласно информации, представленной на официальном сайте Bosch, система предполагает размещение нескольких камер по периметру салона: например, в руле и под зеркалом заднего вида. Данные с камер обрабатывает уникальный алгоритм, который может определить уровень бодрости водителя по положению его век и частоте моргания. Кроме того, искусственный интеллект регистрирует, когда человек за рулём отвлекается или поворачивается к пассажирам.
Алгоритм компании Bosch обучали на тысячах файлов реальной видеосъёмки в салонах авто добровольцев. Проведя анализ, система может сообщить водителю об уровне его усталости и порекомендовать небольшой перерыв. Кроме того, в отдельных случаях, например, если водитель уснул или потерял сознание, искусственный интеллект может сбавить скорость транспортного средства или даже безопасно его остановить. При помощи дополнительных камер система может предупредить водителя о потенциально опасных ситуациях в салоне, к примеру, если ребёнок на заднем сидении отстегнул свой ремень безопасности. Формат сигналов предупреждения будет зависеть от пожеланий производителя и пользователей. В частности, они смогут адаптировать технологию Bosch к общим информационно-развлекательным системам автомобиля и интегрировать дополнительные источники звуковых или световых сигналов. Кроме того, возможен вариант размещения тактильных элементов вроде вибрирующего руля и т. п.
Bosch – не первая компания, которая занялась развитием систем безопасности для водителей и пассажиров. Ранее свои варианты предлагали компании Seeing Machines и Smart Eye Automotive Solutions, однако их технологические решения были направлены на отдельные модели и марки автомобилей. В частности, австралийская компания Seeing Machines дебютировала с системой FOVIO, установленной в Cadillac CT6 2018 года. Шведская организация Smart Eye Automotive Solutions разработала подобную систему для автомобилей крупнейшей китайской автостроительной компании Geely.
В планах компании Bosch покрытие глобального рынка автомобилей. В частности, Комиссия Европейского Союза уже пересмотрела действующий свод общих правил безопасности с целью сделать подобные системы обязательными для новых автомобилей с 2022 года. Внедрение систем внутреннего контроля может оказаться полезным в сокращении количества аварий, спровоцированных усталостью и отвлечением водителей, однако оно также может повлечь за собой новые проблемы. В частности, существует вероятность, что водители начнут чрезмерно полагаться на технологии и станут менее серьёзно относиться к своей роли. Это чревато недооцениваем собственной ответственности.
Кроме того, введение систем внутреннего контроля может затронуть вопросы конфиденциальности. Алгоритм работает на огромной базе визуальных данных, которые могут быть украдены и использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам. Представители Bosch уверяют, что разрабатываемая ими технология не предусматривает длительного хранения данных и их распространения за пределы программного обеспечения конкретного автомобиля. Кроме того, разработчики утверждают, что, если автопроизводители пожелают использовать данные системы для дальнейшего обучения алгоритма, они обязаны получить от владельца автомобиля соответствующее соглашение.
Глава отдела коммуникаций Европейского совета по безопасности дорожного движения Дадли Кёртис считает, что решение вопросов конфиденциальности возможно исключительно при абсолютной прозрачности отношений между автопроизводителями и потребителями. Если первые сумеют максимально честно и доступно объяснить принципы работы технологии, а также обсудить длительность и способ сохранения обработанных данных, то потребители будут только рады помочь в дальнейшем развитии системы, которая сможет спасти миллионы жизней.
Источник фото – Bosch / Ralf Grömminger