Прародитель мультипликации — праксиноскоп Эмиля Рено

Анимация занимает значительное место в нашей жизни, она окружает нас повсюду: в рекламе, в фильмах, в социальных сетях. С самого начала развития индустрии до сегодняшнего дня анимация полагается на инертность человеческого зрения: наши глаза видят световые волны более длительное время, чем они существуют, то есть предыдущее изображение ещё сохраняется, когда глаз замечает следующее. На этом принципе было построено множество оптических приспособлений, позволявших создать иллюзию движения объекта. Одним из них является праксиноскоп – прародитель мультипликации.   

30 августа 1877 года изобретатель-самоучка Эмиль Рено запатентовал праксиноскоп – с греческого πράξιν (действие) и σκοπέω (смотрю). Это понятие, как и само изобретение Эмиля, просуществовало не долго, поскольку конец 19 века был периодом неукротимого развития анимации и кинематографа. Несмотря на это, прибор сыграл значительную роль в эволюции индустрии, сделав первый шаг к видео- и телевизионному принципу развёртки — постепенной частичной замены одного кадра другим.

Эмиль Рено
Эмиль Рено

Праксиноскоп

Рено усовершенствовал уже существовавшие ранее зоотроп и фенакистископ, превратив их из игрушек в полноценный оптический прибор. Праксиноскоп состоит из цилиндра с высотой стенок около 10 см. Внутри цилиндра размещаются 8-12 миниатюр, на которых изображён определённый сюжет. В центре помещается зеркальная призма с числом граней равным количеству миниатюр. При вращении цилиндра отклонение граней компенсирует смещение изображений, что позволяет сохранить статичность неподвижных частей сюжета и плавное перемещение подвижных.

 Зоотроп и фенакистископ
Зоотроп и фенакистископ

Изобретатель добавил функцию «трансляции» изображения лишь два года спустя, а изначально прибор был оснащён специальным кожухом со смотровым окошком и декоративной панелью в виде театральных кулис. Такой внешний вид подарил праксиноскопу второе название – «оптический театр».

Оптический театр
Оптический театр

Совершенствуя собственное изобретение, Рено первым стал использовать статичную декорацию, которую проектировал на экран с помощью волшебного фонаря – прототипа современного проектора, разработанного нидерландским механиком, физиком, математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом в 17 веке.

Использование волшебного фонаря для проекции изображения на экран
Использование волшебного фонаря для проекции изображения на экран

Также Эмиль Рено стал первым, кто синхронизировал изображение и звук при демонстрации анимации. Француз не привлекал посторонних к их созданию – как сами фильмы, так и их музыкальное сопровождение он сочинял самостоятельно.

Революционным шагом Рено стала замена непрозрачного цилиндра праксиноскопа мягкой лентой с желатиновыми пластинками. Именно это позволило в последующем демонстрировать фильмы на экране, используя «волшебный фонарь» и светонепроницаемый кожух с прямоугольным отверстием. Кроме того, он заменил цикличные анимации целыми сюжетами, которые он объединял для показов в программы на 15-20 минут.

К сожалению, изобретение Рено утратило популярность всего через несколько лет после его первой публичной демонстрации в 1892 году. Уже в 1895 году братья Люмьер запатентовали Синематограф. Праксиноскоп не мог соперничать с быстрым и более дешёвым в производстве аппаратом. Рено не выдержал краха своего «оптического театра», вскоре он разбил единственный существующий прибор и выкинул в парижскую Сену все рукотворные ленты. Сегодня известно лишь о двух уцелевших фильмах – «Бедный Пьеро» и «Вокруг кабины».

Кадр из фильма братьев Люмьер "Путешествие на Луну"
Кадр из фильма братьев Люмьер «Путешествие на Луну»
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий