«Девушка с жемчужной серёжкой» в разрешении 10 гигапикселей

«Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера – одна из самых известных в мире картин – привлекает трогательным, кротким взглядом героини и мастерством игры света и теней художника. В рамках нового проекта «Girl in the Spotlight» команда специалистов компании Hirox использовала мощный электронный микроскоп, чтобы создать невероятную репродукцию «Моны Лизы севера».

Нидерландский художник Ян Вермеер написал картину «Девушка с жемчужной серёжкой» в 1665 году. На полотне запечатлена молодая незнакомка, облачённая в экзотическое платье и головной платок. На протяжении многих лет картина является частью экспозиции Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге. В последний раз эксперты имели возможность изучить работу Вермеера в 1994 году во время профилактической обработки полотна для дальнейшей консервации. Впрочем, в тот раз исследователям не удалось найти ответы на многие вопросы о технических деталях и материалах, использованных художником. К счастью, «Девушка с жемчужной серёжкой» не нуждается в повторной реставрации, а усовершенствованные с 90-х годов технологии наконец позволили учёным провести неинвазивный анализ картины в рамках проекта «Girl in the Spotlight».

«Девушка с жемчужной серёжкой» в разрешении 10 гигапикселей
Эбби Вандивере и Эмильен Леонхардт в работе

На протяжении двух недель учёные проводили исследование полотна прямо в стенах Королевской галереи Маурицхёйс. Проект «Girl in the Spotlight» позволил посетителям музея стать свидетелями исторического научно-исследовательского процесса. В «Золотом зале» была установлена стеклянная комната, внутри которой специалисты Hirox осуществили детальное сканирование картины «Девушка с жемчужной серёжкой» при помощи фирменного электронного микроскопа. Микроскоп разместили на моторизированной платформе, которая автоматически передвигала «глаз» устройства в нужном направлении. Устройство, способное приближать изображение в более чем 700 раз, сделало около 9100 фотографий полотна с головокружительной детализацией до 4 микрон. Результатом многочасовой работы стала цифровая репродукция «Девушки с жемчужной серёжкой» с разрешением 10 гигапикселей (10 миллиардов пикселей).

 
Инженеры компании Hirox Эмильен Леонхардт и Винсент Сабатье также выбрали 10 участков для изображения в супер-высоком разрешении при помощи 3D-режима: в них размер одного пикселя составляет всего 1,1 микрона. Таким образом запечатлены глаза, губы, перламутровая серёжка, а также фрагменты ткани платья и платка. Впоследствии эти участки стали частью топографической копии картины, на которой можно увидеть плотность слоёв краски, образующих равнины и возвышенности. Кроме того, максимальная детализация изображения позволила специалистам впервые идентифицировать использованные пигменты: свинцовые белила из Северной Англии, синий ультрамарин, сделанный из Афганского лазурита, и кошенилевый красный, полученный из карминовой кислоты самок мексиканских насекомых. К тому же 3D-сканирование полотна подтвердило, что когда-то «Девушка с жемчужной серёжкой» была обладательницей выразительных ресниц, которые «стёрло» время.

«Девушка с жемчужной серёжкой» в разрешении 10 гигапикселей
Детализация цифровой копии картины

Проект «Girl in the Spotlight» позволил создать самую детальную репродукции работы Яна Вермеера, достойную внимания широкой публики. Однако в действительности подобные исследования имеют гораздо большее значение для историков и реставраторов, которые получают возможность взглянуть «вглубь» картины, изучить изменения полотен на уровне микронов и применить полученные знания для совершенствования методик консервации и реставрации.

«Девушка с жемчужной серёжкой» в разрешении 10 гигапикселей
Эбби Вандивере — главный реставратор Королевской галереи Маурицхёйс

Источник: Hirox / Mauritshuis

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий