Лучшие украинские самолёты: ОКБ им. Антонова

В последнюю субботу августа в Украине отмечают день авиации, в 2018 году этот праздник выпадает на 25 число. Всемирно известный Ан-225 «Мрия», выпущенный в Украине, является самым большим транспортным самолётом в мире. Однако это не единственный самолёт, которым может гордиться Украина. Концерн «Антонов», который состоял из шести взаимосвязанных предприятий, с 1992 по 2017 год оставался крупнейшим в Украине производителем транспортных, пассажирских самолетов и самолетов специального назначения. В нашей статье Вы узнаете о самолётах – предметах гордости украинской авиации.

Краткая история концерна

Опытно-конструкторское бюро было основано в 1946 году на базе Новосибирского авиационного завода. Главным конструктором стал Олег Антонов, который позже был назначен генеральным конструктором. С 1952 года ОКБ продолжило свою деятельность в Киеве. В период с 1953 по 2017 год было спроектировано более тридцати различных моделей самолётов. С 1992 года предприятие стало концерном, однако, когда в 2017 году члены концерна покинули его состав, Кабинет Министров постановил его ликвидировать. За 65 лет деятельности государственного предприятия из-под его крыла вышло немало самолётов, ставших на вооружение не только Украины, но и других стран.

Ан-124 Руслан

Ан-124 Руслан грузоподъёмностью 120 тонн является самым большим транспортным самолётом, выпускаемым серийно. Его разработали в 1971 году и на тот момент он обладал рядом инновационных решений для такого типа самолёта: впервые на транспортном самолёте использовали сверхкритичное крыло, что позволяло уменьшить возмущения потока воздуха и, соответственно, увеличить скорость самолёта. Ан-124 оснащён четырьмя турбореактивными двигателями. Самолёт имеет две палубы: нижняя палуба – это грузовой отсек, на верхней расположены кабина экипажа, помещение для сменного экипажа и для лиц, сопровождающих груз. Самолёт используют для крупногабаритных десантных перевозок, техники, баллистических ракет. Ан-124 развивает скорость до 865 км/ч, а стоит одна единица от 70 до 100 млн долларов.

Ан-32

В 1975 году был спроектирован самолёт Ан-32, который представляет собой модификацию модели Ан-26 с двигателями повышенной мощности и высотности, а также с усиленной конструкцией. У Ан-26 он позаимствовал широкий проём грузового люка и установку трап-створки, которые значительно ускоряют и упрощают погрузочные работы с земли или кузова автомобиля. Помимо грузоперевозок Ан-32 эксплуатируют в 20 странах мира для пассажирских перевозок, парашютного десантирования людей и платформ с грузами, а также в санитарном варианте для перевозки раненых. Противопожарная модификация Ан-32П вмещает до 8 тонн воды или огнегасящей смеси для сброса на очаги пожара.

Ан-72

Следующий представитель десятки лучших Ан-72 в народе получил прозвище Чебурашка. Сходство с мультяшным персонажем самолёту придают необычно расположенные двигатели – они находятся сверху крыла и достаточно близко к фюзеляжу. На самом деле, такое решение – помещение двигателей в выдвинутой вперёд мотогондоле – увеличивает их подъёмную силу за счёт эффекта Коанда. Ан-72 выполнен по схеме высокоплана с сильно механизированным крылом. Такая позиция крыла делает самолёт менее маневренным, что не существенно для транспортных самолётов, однако для улучшения управляемости оперению хвоста придали Т-образную форму и установили большие гребни в хвостовой части. Ан-72, разработанный в 1976 году, является многоцелевым самолётом, но наиболее распространёнными сегодня являются военные, поисково-спасательные, патрульные, транспортные и пассажирские модификации модели. Военные модификации также оснащены станцией предупреждения об облучении, головками самонаведения ракет и другими военными радиосредствами.

Ан-74

Ещё один «Чебурашка», Ан-74, является гражданской модификацией Ан-72. Спроектированный в 1980 году под обозначением Ан-72А «Арктический», он предназначался для работы в различных осложненных климатических условиях, в том числе в высокогорных районах и на Северном полюсе. Кроме стандартных для транспортного самолёта задач вроде перевозки грузов (до 7,5 тонн), техники и людей, он способен выполнять и специальные: проводка судов, организация и обслуживание научно-исследовательских работ в широтах Арктического и Антарктического бассейнов, визуальная ледовая разведка и др. Конструкция Чебурашки практически не отличается от его предшественника, но для облегчения эксплуатации в экстремальных природных условиях, он оснащён более мощным вспомогательным силовым устройством и большим количеством аккумуляторов для его запуска. Большинство используемых сегодня самолётов являются грузовыми или транспортными, однако существуют также военные и патрульные модификации.

Ан-225

Самый знаменитый крупногабаритный транспортный самолёт Мрия Ан-225 был разработан в 1984 году. Машина была спроектирована на основе уже существующего Ан-124 Руслан, поскольку его конструкция уже была проверена временем, что позволяло существенно сэкономить. Ан-225 имеет аналогичную с Русланом ширину фюзеляжа, но он на 15 метров длиннее, а площадь крыла почти на 300м2 больше. Увеличили также количество двигателей и стоек шасси. Мрия установила абсолютный рекорд грузоподъёмности – 253,8 тонны. В мире существует всего одна единица, которую используют для внутри- и межконтинентальной перевозки крупногабаритных, тяжёлых грузов. Ан-225 планировался как летающий космодром, который использовался бы для выведения на орбиту космических кораблей типа «Буран». С 1988 по 1991 год он был участником программы «Энергия-Буран», но с распадом Советского Союза программа была упразднена. С тех пор уникальный самолёт выполняет коммерческие рейсы по перевозке грузов, а также принимает участие в гуманитарных операциях.

Ан-70

Работу над военно-транспортным самолётом Ан-70 начинали ещё в 1976 году, но из-за постоянно изменяющихся технических требований заказчиков его окончательные характеристики утвердили лишь в 1986 году. Его разрабатывали для военных нужд: он способен использовать слабо подготовленные взлётно-посадочные полосы (лётчиками-испытателями было доказано, что Ан-70 может работать с грунтовыми площадками протяжённостью 600 метров при посадке), перевозить войска, военную технику. Самолёт выполнен по классической для транспортника схеме, на крыльях небольшой стреловидности размещено четыре турбовинтовых двигателя. Главным достоинством Ан-70 является то, что он может доставлять вооружение и технику непосредственно к месту проведения военных действий, при этом подготовка полосы для посадки допустима минимальная.

 Ан-140

В 1993 был разработан грузопассажирский самолёт Ан-140, спроектированный на замену устаревшим Ан-24 и Ан-26. Он является одним из самых популярных региональных транспортно-пассажирских самолётов в мире, поскольку отличается гибкой компоновкой интерьера. Это позволяет легко модифицировать машину под нужды заказчиков. Кроме того, в этой модели понижена шумность двигателей и уменьшен уровень выброса в атмосферу токсических веществ. К особенностям Ан-140 можно также отнести его компактность и турбовинтовые двигатели с возможностью реверсивного шага, что позволяет эксплуатировать машину в условиях высокогорья, на небольших аэродромах с короткими, неподготовленными ВПП.

Ан-148

Уже в начале 1990-х появилась острая необходимость в новом лёгком пассажирском самолёте дальнего полёта, рассчитанном на небольшое количество пассажиров. Эксплуатируемый для этих целей ещё с начала 1960-х Ту-134 не обеспечивал необходимой дальности полета, да и морально уже давно устарел, потому в 2001 был спроектирован Ан-148. Разработали его на основе грузопассажирского Ан-140, но вместо турбовинтовых двигателей были установлены турбореактивные – они производили меньше шума и вибраций, что способствовало повышению комфорта для пассажиров. Благодаря удлинению фюзеляжа пассажировместимость увеличилась почти в два раза: Ан-140 вмещал до 52 человек, а разные модификации Ан-148 — от 80 до 100. Благодаря усовершенствованной системе аэронавигации самолёт уверенно чувствует себя в сложных метеоусловиях, имеет функцию автоматического захода на посадку и полёта по заданному маршруту.

Ан-168

В 2001 году также начали работу над модификацией Ан-148 – самолётом с VIP-салоном Ан-168 (полное название Ан-168ABJ, Antonov Business Jet). Просторный салон обладает гибкой компоновкой, что позволяет адаптировать салон для бизнес- (12 мест) или корпоративных перевозок (38 мест). Помимо интерьера, от базового Ан-148 VIP-модель отличают доработки фюзеляжа и дополнительный топливный бак, что позволяет увеличить дальность полёта до 7000 км. Вес машины понизили путём использования композитных материалов при изготовлении корпуса и интерьера, а установленные на концах крыльев винглеты помогли повысить подъёмную силу крыла.

Ан-158

Завершает десятку лучших более поздняя модификация Ан-148, разработанная в 2009 году. Ан-158 соответствует международным требованиям безопасности и экологичности полётов. От предшественника его отличает увеличенное количество пассажирских мест и объём багажных полок. Кроме того, в этой модели была модифицирована конструкция крыла, а расход топлива и общие эксплуатационные расходы сократили. Ан-158 вмещает до 100 человек и рассчитан на полёты на расстояние до 3100 км. Желающим приобрести такую машину придётся заплатить около 30 млн долларов.

 

 

 

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий